Добро пожаловать в «Газпром — Тренировочный центр»! Так называется то, чем занимается «Зенит» в Португалии за две с малым недели до первого матча 1/8 Лиги чемпионов с «Бенфикой». Монетизация бренда — верный признак современного футбола. Хотя, конечно, до мюнхенской «Баварии», что недавно соседствовала с питерцами в Катаре, сине-бело-голубым в умении брендировать все, что движется и не движется, еще далеко. Но космос уже близко.
Без вина и мэра
К «Бенфике» можно готовиться по-разному, но в общей трактовке ситуации Андре Виллаш-Боаш и его предшественник Лучано Спаллетти оказались схожи: и тот, и другой на стыке января и февраля отвезли команду к себе на родину. Разница была в деталях и психологических портретах самих тренеров. Зима 2012-го в Тоскане оказалась самой холодной за 25 лет. Зенитовцы мерзли и ворчали. До сих пор из памяти не уходит дрожащий, как осиновый лист, и шмыгающий носом Бруну Алвеш, в обнимку с теплым пледом пытающийся дать связное интервью «Спорту День за Днем». Физические нагрузки на предыдущем сборе были настоящими, итальянскими, в Коверчано только начинало «отпускать». Спаллетти при этом старался быть радушным хозяином: возил команду на свой винный заводик, на аудиенцию в мэрию, поселил в самом центре Флоренции. Итальянец пытался так или иначе дружить со всеми. Но делал это так, что постепенно, как змей, добрался до собственного хвоста и незаметно принялся пожирать сам себя.
Виллаш-Боаш привез «Зенит» в самое роскошное место, какое только можно найти в регионе Алгарве. Всего в десяти километрах от аэропорта Фару находится гольф-ареал, считающийся чуть ли не пятым в мире по уровню предоставляемых условий. Португалия и роскошь плохо сочетаются друг с другом, но «Зенит» расположился шикарнее некуда. Местные гордо заявляют, что здесь, в Вила да Лобо, жил Майкл Дуглас. Доподлинно неизвестно, на самом ли деле так было, но в любом случае понятно: после такой основательной подготовки «Зенит» не имеет права впасть в смятение, как герой «Основного инстинкта», даже если «Бенфика» покажет что-то совсем неожиданное.
Виллаш-Боаш скоро уходит и в его планы не вписывается методичное «убийство» подопечных с помощью бега по песку и прочих пыток. Как, собственно, не вписывалось и год назад, когда через мяч и хорошее вольнолюбивое настроение португалец подводил команду именно к еврокубкам. Виллаш-Боаш думал, что летом 2015-го покинет «Зенит» только лишь потому, что не попросит компенсации за расторжение контракта, но не вышло. Теперь он точно уходит и вдвойне не видит смысла что-то менять в методике. «Зенит» всегда с мячом, «Зенит» — если, во всяком случае, брать тренировки в «Газпром» Тренировочном центре» (на самом деле, это одно единственное поле с очень неплохой травой, но не совсем ровной поверхностью) — всегда приподнят. Дух легкого «мажорства» витает в воздухе и заставляет с улыбкой вспоминать мрачные физиономии в декорациях прекрасной зимней Флоренции. Виллаш-Боаш не собирается устраивать команде экскурсии и показывать свою страну (чего там, к примеру, не видели Халк, Данни, или Нету?). В свободное время каждый предоставлен самому себе. Более того, тренер не рад гостям и совершенно не собирается с ними заигрывать. Если Спаллетти в 2012-м не боялся шпионов из «Бенфики», то в Вила да Лобо 70 процентов тренировочного времени закрыто для посторонних глаз. Исключений Виллаш-Боаш не делает даже для португальских журналистов, с которыми обычно более мил, чем с российскими. Скорее всего, тренер закрыл бы, дай возможность, и матчи предстоящего «Зениту» Atlantic Cup, который, к несчастью, показывают еще и телевидение. В этом и есть сложная противоречивая натура Андре Виллаш-Боаша: накануне матчей с «Бенфикой» привезти команду в Португалию, опасаясь при этом раскрытия всех своих тайн.
Живой тоннель без Халка
Кстати, «Зенит» возвращаться в Петербург до игры в Лиссабоне в организованном порядке не планирует. По окончании сбора в Алгарве (8 февраля), игроки получат три выходных, но чартер за ними не прилетит. Каждый будет волен делать все, что заблагорассудится и ехать туда, куда захочет, до тех пор, пока не пробьет время третьего сбора под Аликанте. Любопытно, что больше всего это расстроило Халка и Данни, у которых в Петербурге остались семьи.
Некоторые секреты, впрочем, все же перестали таковыми быть именно в Португалии. Александр Кокорин и Юрий Жирков присоединились к «Зениту». Темной ночью с субботы на понедельник их привезли из Испании. Перед посадкой в автомобиль Кокорин даже успел забить прощальный гол за «Динамо» в контрольном матче, а уже утром де-факто бывшие бело-голубые проводили интенсивную разминку под бодрые крики пока чужих тренеров. О чистом русском языке Андрея Кобелева придется забыть. И если учесть, что Виллаш-Боаша, скорее всего, сменит также иностранец, забыть довольно надолго.
Перед выходом на поле Александру и Юрию устроили традиционный «живой тоннель». В нем, к слову, не оказалось Халка — бразилец получил незначительное повреждение и первую тренировку одного из конкурентов по линии атаки пропустил. Впрочем, пока что продемонстировать силу и точность удара Кокорину возможности не представилось. После разминки они с Жирковым принялись бегать трусцой, пока остальные партнеры трудились над фланговыми атаками. Виллаш-Боаш громко призывал команду двигаться быстрее и навешивать точнее, но с голами (по крайней мере, в открытой части занятия) было скупо. Удары шли в небеса, и даже Артем Дзюба показался не совсем проснувшимся — «свечка» от его головы выглядела диковато. Есть предположение, совсем скоро Кокорин добавит своим появлением партнерам собранности. Когда же отправится на Ближний Восток Данни, на его плечи упадет и вовсе серьезнейшая ответственность. Но на 1 февраля можно констатировать: «Зенит» в условиях кризиса снова провернул недорогой трансфер с многообещающим выхлопом. И даже немного странно думать о том, что главный тренер скоро перестанет вписываться в клубную концепцию.
К обеду в расположение команды прибыл генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. Цель столь оперативного визита - официальное подписание контрактов с Кокориным и Жирковым. По нашим данным, соглашение Кокорина будет рассчитано на 3,5 года, ранее уже сообщалось, что Жирков заключит контракт на 2,5 года.
Фару
Фото: Наталия Жидкова