(Фото: РИА «Новости»)
По сообщениям итальянской прессы, «Рома» и ЦСКА почти достигли договоренности по поводу перехода ивуарийского нападающего Сейду Думбия. Что будет означать перееезд 27-летнего футболиста в Рим? С одной стороны — тяжелая гиря, которую положат армейцы на положительную часть весов финансового фейр-плей. Кроме того — имиджевые инвестиции. Не каждый день игроки российских клубов пополняют европейских «топов». В тоже время ЦСКА лишится бомбардира, без голов которого трудно представить две последние виктории в России, а наш чемпионат — одного из самых ярких иностранцев, который обращает на себя внимание не раз в несколько месяцев, а в каждом туре.
Мнение Максим Михалко
Уверен, в случае с Думбия дока трансферных дел Евгений Гинер, не будет наступать на горло собственному кредо. А кредо любого успешного футбольного менеджера — поступиться локальной выгодой ради перспективы. Очевидно, для Думбия «час икс» наступил. За четыре с половиной года в ЦСКА с запасом конвертировал траты на себя в трофейные и имиджевые активы. Сам Думбия для перехода в топ-чемпионат созрел и эмоционально, и в плане мотивации. Регулярными голевыми успехами в Лиге чемпионов убедил себя, что бороться за звание самого результативного может не только в споре с «Зенитом», «Динамо» и «Спартаком». А достигнутые командные успехи настойчиво толкают Сейду к новому вызову. С армейцами он добился максимума — два золота чемпионата, по два Кубка и Суперкубка страны. Думбия отдает себе отчет, что Лигу чемпионов с ЦСКА на своем карьерном веку выиграть не сможет, плей-офф Лиги Европы будет в лучшем случае через год. А тут зовет постоянный участник группового турнира сильнейшего клубного турнира.
Риски ЦСКА — на поверхности. Лишиться в преддверии последней части чемпионата России мастера, тотально определяющего результативность атаки, значит, глубоко «подпилить» шансы на третье подряд золото. В тяжелые кризисные времена гарантированные денежные поступления, которые сулит групповой турнир Лиги чемпионов, на особом счету. Но полученные от «Ромы» деньги — не важно 25 это будут миллионов евро или итальянцы смогут сторговаться, например, до 18 — дадут ЦСКА право на шаг назад. К тому же, уверен, президент ЦСКА учитывает другие «подводные камни». Что можно ждать от футболиста, которого лишили, пусть и на время, профессиональной мечты? Саботаж в этом клубе, конечно, невозможен. Но выпустить, как воздух из шарика, из игрока мотивацию, и явить всем звезду, не играющую на своем уровне, — риск не меньший. Повторения истории с Хондой опытнейший менеджер Гинер не допустит.
А ЦСКА справится и без Думбия. Леонид Слуцкий освоил науку добиваться результата через кадровые и тактические головоломки. В команду, на всякий случай, вернулся из аренды Томаш Нецид. Не чета Думбия? Как посмотреть. Вот сместит Леонид Викторович акценты в атаке, глядишь, и чех станет в ней главной фигурой. А еще… Похоже, в далеком «Шаньдуна Лунэн» просят на выход Вагнера, обьявленного лишним легионером. Контракт бразильца с китайским клубом продолжает действовать, но почему бы нападающего не взять в аренду? И здесь мы возвращаемся к важнейшему качеству менеджера — сквозь ответственные будни видеть перспективу. При всей доброжелательности Думбия и его лояльности к ЦСКА, все-таки Вагнер для армейцев более родной человек. Для бразильца этот клуб не трамплин и не место, где можно пересидеть в ожидании предложений. Именно вокруг таких и строят новые команды. На годы.
Мнение Александра Макарова
ЦСКА успел приучить всех к тому, что в этом клубе умеют считать деньги. Казалось бы, когда как не сейчас монетизировать столь интересный актив, как Сейду Думбия? Ивуариец показал себя всей Европе, чуть ли не в одиночку удерживая на плову армейцев осенью в Лиге чемпионов; он регулярно забивает в России, даже будучи полубольным; сейчас он вышел в плей-офф Кубка Африки с Кот-д'Ивуаром, забив один из трех мячей своей команды.
Вот только «такая корова нужна самому», как мы знаем из стихотворения Сергея Михалкова. В оригинале, правда, говорится «скотина», но в народ ушла более литературная версия. Если бы у ЦСКА был серьезный отрыв над соперниками в чемпионате России, продажу своего лучшего форварда можно было бы объяснить работой на перспективу. Но ведь армейцы — лишь вторые, а по потерянным очкам и вовсе третьи. А это означает, что не окажется на будущий сезон Лиги чемпионов, только участие в групповом турнире которой дает 9 млн евро. А еще есть приличные бонусы за победы и маркетинговые выплаты от УЕФА, что в итоге выливается в сумму порядка 13-15 миллионов.
Всего этого у ЦСКА может не быть, если Евгений Гинер погонится за журавлем. Если трансферная стоимость Думбия, которая сейчас равняется 25 млн евро, и снизится, то ненамного. Так что овчинка выделки не стоит. Нужно ивуарийца сохранять во что бы то ни стало и садиться на колесо «Зениту». До закрытия трансферного окна в Европе остались считанные дни и найти адекватную замену за меньшие деньги будет проблематично. Даже на рынке свободных агентов. Пускай не обижается Вагнер Лав, но именно Сейду — лучший легионер в истории ЦСКА.
Есть, правда, два аспекта, которые действительно говорят в пользу скорейшего расставания с Думбия — его травматичность и финансовый fair play. С каждой новой травмой увеличивается срок восстановления и, если под стать героям произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» армейским врачам не удастся поставить на поток создание живой воды и воплощение в жизнь других чудес, Сейду все чаще будет проводить время в лазарете. Что же до финансов, то генеральный директор клуба Роман Бабаев сам признавался, что пресловутый fair play все равно будет нарушен. Многомиллионная продажа африканского бомбардира решит эту проблему.
Но аппетит приходит во время еды. Три года подряд становиться чемпионами у армейцев получилось лишь однажды, в далеких уже 1940-х годах прошлого века. Поэтому появление в истории клуба новой славной страницы — чем не вызов? В прошлом сезоне армейцы также уступали «Зениту» по осени, но весной именно Думбия повел за собой команду, настреляв девять голов в одиннадцати матчах. Этот слон для ЦСКА на вес золота, расставаться с ним никак нельзя.