• Драган Шушняр: «Играем, как Барселона»

    Поле надежды нашей. Персона

    12.09.10 15:40

    Драган Шушняр: «Играем, как Барселона» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В интервью еженедельнику «Спорт» Драган Шушняр, секретарь департамента юношеского футбола сербского «Партизана», рассказал о том, чем живет и как готовит новых звезд одна лучших футбольных академий Европы.

    — От всей души хотел бы поблагодарить за прекрасную организацию Дет­скую футбольную лигу, — начал разговор Драган Шушняр. — Отдельно хотелось бы отметить две замечательные экскурсии по российской столице, которые запомнятся надолго как ребятам, так и членам тренерского штаба. Нашим ребятам Международная детская Лига чемпионов дала огромный опыт. Это первое настолько крупное соревнование, на которое мы поехали.

    — Какие выводы можете сделать по окончании Международной детской Лиги чемпионов?
    — Турнир в Москве показал, что физически наши дети готовы хуже, чем кон­к­ретно российские команды. Мы набираем детей в нашу Академию по принципу их хорошей игры в футбол, понимаем, что «физика» придет позже. Три наших лучших игрока умеют очень много делать на поле, но в играх с габаритными футболистами, которые превосходят их физически, нашим ребятам сложнее показать свой реальный уровень.
    Мы проповедуем футбол с множеством пасов, комбинационный футбол, играем, как «Барселона» (улыбается). Нам было сложно демонстрировать такой футбол, когда на поле нам противостоят высокие и мощные ребята, которые просто оттирают от мяча. В 14 лет идет физическое развитие человека: кто-то вырастет раньше, кто-то — позже. Но эту разницу в этот период трудно компенсировать.

    — Расскажите непосредственно о детской школе «Партизана». Как она создавалась, какие принципы вы исповедуете при подготовке игроков.
    — Не будем скромничать, школа «Партизана» — одна из сильнейших в Европе. Доказательством служит тот факт, что в 2004 году УЕФА признал нас второй по силе после школы амстердамского «Аякса». Тот рейтинг составлялся исходя из того, сколько игроков попало из школы в главную команду, сколько играет за сборные, сколько уехало в иностранные клубы. То есть по количеству талантов, которые школа дала футбольному миру. В каждой сборной Сербии, начиная с самой младшей и заканчивая национальной командой, играют шесть-восемь игроков «Партизана». Сейчас юношеская сборная Сербии 1994 г.р. готовится к чемпионатам Европы и мира. В этой команде — восемь наших воспитанников. В нашей школе есть восемь команд. Из них шесть принимают участие в матчах, турнирах, а две просто тренируются — это ребята 1999–2002 г.р.

    — В каких турнирах принимаете участие?
    — Нашу школу ежегодно приглашают на очень многие турниры, потому что во всех странах знают, что мы можем показать хорошую игру, стать хорошим конкурентом для местных команд. За год набирается порядка десяти крупных турниров. Практически на всех из них мы попадаем в тройку призеров. Мы, естественно, специально подбираем турниры таким образом, чтобы там были именитые команды из академий европейских суперклубов и, естественно, смотрим на то, чтобы было много представителей разных футбольных стран, культур.

     

    — В России есть команды определенных возрастов, которые регулярно играют на первенство Москвы и страны. У вас есть такая практика?
    — У нас есть лига. В чемпионате Сербии играют четыре самых старших команды 1993–1996 года рождения. В этой лиге играют 16 команд. Две команды 1997 и 1998 годов рождения выступают в первенстве города Белграда.

    — В чем, на ваш взгляд, залог успеха сербской школы: на протяжении последних нескольких лет огромное количество игроков из Сербии пополняет ведущие европейские клубы?
    — В течение тех двадцати лет, как распалась большая Югославия, сербы либо воюют, либо их бомбардируют, либо к ним применяют какие-то санкции. От той лиги, которая входила в пятерку сильнейших в Европе, ничего не осталось. Это ослабило футбол отдельно каждой страны. Кроме того, государство не может вкладывать средства в спорт. По сути, все наши клубы живут на средства, выручаемые от продажи своих игроков. 90 % нашего бюджета — суммы, которые мы зарабатываем на продаже игроков. По этой причине нам ничего не остается, как выращивать все новые и новые таланты, уделять внимание школе. В Сербии очень хорошо развита система скаутов, которые по всей стране наблюдают за молодыми игроками.
    И как только где-то появляется молодой талант, моментально реагируют.

    — Какой бюджет имеет академия?
    — Бюджет «Партизана» — десять миллионов евро. Соответственно на нужды школы уходит от 600 до 700 тысяч евро. Это 6–7 %.

    — Расскажите об инфраструктуре Академии.
    — Прежде всего скажу, что у нас есть центр подготовки игроков. Мы им очень гордимся. Таких центров в Европе всего около пяти. У нас восемь полей, из них шесть натуральных, а два — с искусственным покрытием. В планах — по­стройка интерната. Есть здание, отель, где живут игроки первой команды, вот такое же здание хотим построить для наших воспитанников прямо на территории тренировочного центра. К нам приезжают таланты со всей Сербии, их надо где-то размещать. «Партизан» снимает в Бел­граде 40 квартир, в которых ребята живут по двое. Таким образом, в нашей школе постоянно находятся около 80 иногородних ребят. В спортивном центре тренируются абсолютно все команды, начиная от самых маленьких, заканчивая главной командой. У главной команды есть два поля, на которых тренируется только она. Кроме того, в другой части города есть стадион.
    Мы выпускаем ребят в возрасте 18 лет. Естественно, не все из них готовы пополнить ряды главной команды.
    У нас есть вторая команда под названием «Теле­оптик», которая играет во второй лиге. Там играют наши воспитанники не старше 19 лет, а противостоят им взрослые мужчины. Благодаря этой практике в главную команду из фарм-клуба ежегодно приходит два игрока. Если в промежутке от 17 до 19 лет парень не может играть за вторую лигу Сербии, он не для «Партизана».

    — В России уже с юношами заключают контракты. Есть ли такая практика у вас?
    — До 15 лет мы не подписываем никаких бумаг с нашими воспитанниками. Они просто зарегистрированы как игроки «Партизана». В 15 лет самые талантливые игроки подписывают школьный контракт со стипендией на три года. Стипендия составляет что-то около 100 евро. При этом клуб снимает им квартиру, а также обеспечивает питание. К моменту совершеннолетия многие уже имеют хорошие предложения от больших европейских клубов. По истечении школьного контракта игрок может подписать профессиональный контракт с кем он хочет. Кстати, большинство наших талантов уехали из «Партизана» именно в этом возрасте.

    — Какова ситуация с переходами игроков внутри Сербии?
    — Если нам приглянулся футболист в более слабом клубе, мы переводим его к себе и платим официальную компенсацию. Для нас это небольшие деньги. Но для маленьких клубов эти суммы значительны. Кроме того, когда хотим забрать талант, мы договариваемся с бывшим клубом о том, что в случае продажи игрока часть полученной суммы отдаем им. Обычно это 2 %. Правда, в последнее время отметка находится в районе 5 %. Все эти договоры оформлены на бумаге. Это никакие не джентльменские соглашения.

    — Какой процент футболистов  выпускного года попадает в «Партизан»?
    — У нас идет постоянный отбор. Если двое-трое попадут в главную команду — это успех. К тому же нам в год надо продать двух молодых талантливых игроков, чтобы клуб существовал. Если бы у нас был свой Роман Абрамович, было бы полегче (улыбается).

    — На что ориентируетесь при подготовке молодых футболистов? Как строится тренировочный процесс?
    — Когда мы набираем детей в школу, первый показатель — знание футбола, талант. Важным моментом является то, что на протяжении всех лет существования определенной команды ею руководит один и тот же тренер. Кроме тренеров есть директор, его заместители, контролирующие процесс обучения в школе, есть отдель­ный тренер по физической подготовке и тренер по работе с вратарями. Раньше у нас было правило: делим команды по возрастам. Были такие категории, как «пионеры», «кадеты»… «Пионеров» тренировал один наставник, когда они вырастали, он передавал команду специалисту, тренирующему «кадетов». Но с такой системой выпуск был слабее.

    — Как вы относитесь к идее создания аналога взрослой Лиги чемпионов?
    — Есть одна проблема: у самых сильных европейских клубов — слабые школы. Едем в Италию — обыгрываем «Ювентус» со счетом 5:0, едем в Испанию — обыгрываем «Барселону» со счетом 4:0. Порой складывается ощущение, что в футболках грандов против нас играет школьная команда. Им просто не нужны хорошие выпуски своих воспитанников. Они всегда могут купить себе звезду.

    P.S.: Выражаем благодарность за помощь в подготовке данного материала ведущему программы «Дет­ская трибуна» на «Радио Спорт» Ивану Ильющенко и диктору стадиона «Локомотив» Степану Левину.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №35 (8-14 сентября 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»