Cколько себя помню – самое лучшее в футболе привык считать привезенным из Бразилии. Даже когда сопливым юнцом гонял мяч, все время приговаривал: «бразильская техника», «бразильская расстановка». Дай волю, наверное, и штанги ворот, и траву на поле – я все то, что мне нравилось, называл бы бразильским. Я (да и все вокруг) даже не задумывался, что где-то, может быть, что-то есть даже получше, чем в Бразилии… Да, наверное, это оттого, что мы были уверены: король футбола – Пеле и только Пеле. Да, наверное, во времена моей юности и кофе заграничный был только из Бразилии. Мы не знали ни про колумбийский, ни про африканский. Что-то вроде «международного футбольного знака качества». И поди поспорь. Что, про Пеле – неправда, что ли? Или кто-то другой первым выиграл три титула чемпиона мира? Четыре? Пять?
И когда я в 74-м влюбился на всю жизнь в голландскую сборную, то решающим фактором стал матч «оранжевых» за выход финал (он не был «по-теперешнему» полуфинальным, но в нем все решалось) против Бразилии. Когда голландцы разделывали Аргентину 4:0 – это было еще ладно, но «возить» Бразилию, разве это возможно? Ах, они красавцы!
Всегда именно Бразилия была оселком. Всегда именно она была примером. Как канадские профессионалы в хоккее, к примеру. Я убежден, что, хотя бы немного это до сих пор сидит в подкорке у любого из моих ровесников. Вагнера (или чуть раньше Карвальо)
в ЦСКА можно сравнить по уровню мастерства с тем же Кураньи? Нет? Не потому ли, что Вагнер, во-первых, бразилец? И только потом – Вагнер?
Бразилию в трансферном смысле «окучивают» куда круче, чем любую другую страну. Потому что «все бразильцы умеют играть по определению». Я не спорю, может, это уже и не совсем так. Но, согласитесь, на уровне постулата, на уровне лозунга, на уровне, как теперь говорят, бренда это же сидит в каждом, нет?
А кто-то возьмет и скажет нет. И чтобы подтвердить, что такая точка зрения не вызвана одним лишь упрямством, напомнит мне завершившийся недавно чемпионат Южной Америки. Когда не только по игре, но и просто по составу Бразилия не была сильнее Уругвая или Колумбии. А еще, чтобы мало не показалось, добавит, что на двух последних чемпионатах мира Бразилия не доходила до полуфиналов. Оставляя оба раза после поражения ощущение команды, не умеющей саму себя убедить в собственном могуществе, когда вдруг выясняется, что соперник-то равный… А в конце возьмет и добавит, мол, Золотой мяч каждый год – уж полтора десятка лет как – присуждается ведь не только европейцам, правда? И что-то после Роналдиньо в 2005-м и Кака в 2007-м бразильцев среди соискателей особенно не было. И в этом году не будет. И – гляди хоть до горизонта – не предвидится. Что ответить?
Наверное (да оно наверняка так и есть, безо всяких наверное), то, что мы напридумывали себе в детстве, прекрасно и цветисто, но не является всей правдой. И даже если брать наш чемпионат – мы уже не можем быть уверены, что «бразилец в составе» – гарантия того, что «дела у команды пойдут лучше». Ведь, согласитесь, покупка армейцами Карвальо и Вагнера произошла в то время, когда отсматривать всех бразильцев (и про каждого узнавать все что угодно) было еще невозможно. Трансферный «охват» тогда был слабее нынешнего, как и оснащение компьютеров или мобильников. Это – «штучные», громадные удачи. Обходившиеся тогда вдвое или даже втрое дешевле, чем теперь. Последняя настоящая звезда из Бразилии – Алекс – безусловно, был в «Спартаке» лучшим игроком пару лет. Но до уровня Титова, согласитесь, так и не добрался. А в остальном – ребята крепкие, умелые. Но не волшебники.
Даже в Европе – обратите внимание! – куда значительнее мода на бразильских защитников и вратарей, чем на «десяток» и нападающих. Велик искус сказать, что это временно. Но – пусть даже временное – оно так и есть. Сейчас. Даже если мы на секунду представим, что ни Месси, ни Криштиану Роналду на свете нет, – кто из бразильцев подберется вплотную к Золотому
мячу? Данни Алвес? Майкон? Лусио? Ну а кто еще? Не Пато же с Робиньо, правда?
И так ли неправ был Дунга, когда не делал ставку на волшебство – в угоду организации игры? Так ли неправ он был, дозволяя творить только одному человеку (Кака)? Может быть, только «что-то из детства» мешает нам понять, что в «бесконечном креативе» Бразилия все равно кому-нибудь, да уступила бы? Она и так уступила, согласен. Но то – другая история…
И наилучший подход к тому, «что бразильцы могут сейчас дать футбольному миру в индивидуальном плане», являет собой в Европе, на мой взгляд (только не смейтесь), донецкий «Шахтер». Упрямо делающий ставку именно на бразильцев. Но не готовых звезд покупать стремящийся, а молодых. И «доводящий» их уже в европейских реалиях. Жадсон и Элано стали теми, кем стали, – уже в Европе. И Дуглас Коста станет. Я не в прогнозы играть хочу, а тенденцию выделить. Не готовые. А молодые. С бразильской волшебной генетикой. Но способные (в молодости ведь всему учиться сподручнее) учиться «себя под Европу подлаживать». Это тоже наука. Даже для бразильцев.
И вряд ли Неймар, за которым гонялось полсвета, приедет и станет враз круче Месси. Может, и станет. Но далеко не сразу.
Все сказанное выше, однако, не «приговор». Не желание отметить, что Бразилия сейчас переживает какой-то «кадровый спад». Даже если это в какой-то степени и правда, все равно этому не поверят. Мне кажется, история бразильских волшебников нынче переходит в «другую плоскость». Особенно если учесть, где пройдет следующий чемпионат мира. Мне кажется, на домашний мундиаль Бразилия впервые за последние лет тридцать (а может, и больше) представит команду «оттуда». Из Бразилии. Не из раскрученных европейских игроков-брендов. А из «Коринтиансов» и «Гремио». Обратили внимание, что они готовы покупать? Да, пока они не могут тратить деньги, не считая. Но движение по этому вектору есть.
Причем касается это движение не только бразильцев. Ведь в последние месяцы не только на Вагнера там денег не хватило. Но и на Тевеса. Они стремятся усиливать свои клубы. Усиливать чемпионат. И – стало быть – создавать среду, где расти проще. Я убежден, что это не само собой. Что это продуманное решение.
Поэтому решусь на прогноз. Неймар, может статься, останется последним на три ближайших года бразильцем, вокруг перехода которого ломается столько копий. И все больше и больше игроков будут «оставаться там». Наверное, «европейское видение проблемы» будет дрейфовать (как и у меня) к констатации факта: мол, бразильцы все дальше и дальше от Золотого мяча. Самыми видными бразильцами в Европе будут защитники и опорники (уж им-то точно закаляться лучше в Англии или в Италии). А на мундиаль бразильцы выставят (условно) команду из «одиннадцати Гансо». И будут там, по обыкновению, главными фаворитами. И при этом (в силу своей «недораскрученности») командой как никогда любопытной. Даже, можно сказать, экзотической.
Хотя, понятно, не факт, что они выиграют. Но если выиграют – это будет по-особому.
«Взгляд» Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №29 (3-9 августа 2011 года)