Чем хороши матчи против прямых конкурентов, кроме очевидной возможности лично тормознуть движение по таблице конкурента? Само по себе воскресное поражение стало для «Зенита» лишь локальным щипком и должно остаться в тени более значимой информации. Которую, кстати, щедро готовы были предоставить и другие соперники. Но когда ты хоть и с боем, но вырываешь у них по три очка, всегда есть соблазн от тревожных сигналов отмахнуться.
Другое дело «Спартак». Одно только громкое имя которого не позволяет отвертеться, когда он тебе указывает на недочеты, словно тыкает носом в тетрадку нерадивого школьника. А если еще это и прямой конкурент, выигравший за половину чемпионата не меньше и проигравший не больше твоего, да еще и рекордсмен по сухим победам, никуда не денешься — урок придется усваивать с особой прилежностью.
Кто вспомнит основные законы?
Можно сколько угодно рассуждать, что «Спартаку» повезло, и во многом это справедливо: забей при счете 1:0 Халк пенальти, окажись на линии штрафной порасторопнее Витсель или же реализуй выход один на один Файзулин, на пробуждение хозяев, скорее всего, ставить бы уже не пришлось. Но самое интересное, что даже на отрезке своего очевидного властвования (примерно с 1-й по 30-ю минуту) «Зенит» обозначал тенденции, приверженность к которым пугает своим постоянством.
Еще до первого гола Макгиди с таким запасом ушел от Кришито, что мог остановиться и постоять, прежде чем делать нацеленную передачу. Она, впрочем, и так получилась почти голевой — ускорься Мовсисян на долю секунду раньше, с комфортом бы вогнал мяч в ворота. С Кришито пока в целом понятно — даже тактическая грамотность и мастерство итальянца не позволяют избежать издержек от семи месяцев без футбола. А вот центр обороны — статья особая. Через эту зону мяч неоднократно перелетал на дальнюю штангу, именно оттуда расстреливал Лодыгина Мовсисян, там же завершил свой голевой проход Глушаков. Можно привести еще десяток ситуаций, когда действия/бездействия центральных защитников заставляли вспоминать о вратаре, благодарить соперников за промахи, а судью — за внимательность. И срезка Губочана, ставшая голевой, лишь маленькая галочка на фоне жирного вопроса. Интересно, что у каждого из центральных защитников помимо ошибок и недосмотров всегда найдется масса положительных действий, но в каком сочетании они ни выйдут и кто в соперниках ни окажется, у Лодыгина обязательно будут шансы стать главным героем. Чуть более высокая надежность и стабильность Ломбертса лишь возвышают его над партнерами, но почти не влияют на тенденцию. Может быть, решение проблемы лежит на поверхности и Спаллетти стоит вспомнить об основном законе защитной линии — просто определиться с какой-то одной парой, не подвергая ее ротации без крайней необходимости? Чтобы на первый план вышло чувство локтя, которое позволит не только чаще выручать оплошавшего партнера, но и быстрее эти ошибки предупреждать. А коль не поможет, наверное, главному тренеру придется задаться вопросом о соответствии как минимум двух его центральных оборонцев.
В поисках сторожевого пса
Не исключено, впрочем, что не все так плохо именно в этой линии и ее проблемы лишь следствие более «высоких» проблем. Даже подавляющее преимущество «Зенита» в дебюте встречи не помогло закрыть глаза на очевидное — брешь в зоне от центрального круга до штрафной. Вот удобно подрабатал себе мяч и пальнул Макгиди, вот без охраны получил мяч у полукруга Мовсисян. Не оказалось рядом с нападаюшим никого, и когда он, забивая второй гол, коршуном бросился на мяч после ошибки Губочана. Апофеозом выступления опорной зоны стал проход Глушакова. Как неплохой дриблер, но все же не Лионель Месси добрался без помех до штрафной, почему, миновав трех человек, туда проник и нанес прицельный удар, это лишь маленькая версия большого вопроса: что же синьор Лучано собирается с этим, наконец, делать?
А делать что-то необходимо. Не имеет смысла рассчитывать на скорость и креатив передней линии, когда соло а-ля Макгиди и Глушаков становится на половине «Зенита» обязательной программой. И если «Терек», «Урал» и хворающий ЦСКА за такое прощали, то скорее вопреки, а не благодаря. Не знаю, связано ли возросшее атакующее вдохновение Витселя с его собственным порывом или же бельгиец следует пожеланиям Спаллетти, но для многих очевидно: на эффективную игру у обоих ворот его вряд ли хватит. А потому вопрос становится ребром — «Зениту» на позиции перед центральными защитниками требуется «собака». Если более понятным языком — «специализированный разрушитель». Каким был Тимощук до ухода в «Баварию», каким был Денисов до своего бунта. Для нынешнего «Зенита» без этого чернорабочего найти и не терять игровой баланс невозможно. Каким бы умным и дисциплинированным универсалом Зырянов ни был, не разрушитель он по своей футбольной природе! Сколь бы ни радовал мобильностью Файзулин, и его главные достоинства работают на команду по-другому. Потому требуется простое и принципиальное решение. Возможно, узко специализировать Витселя. Вдруг — перспективно? Или вспомнить о Тимощуке. Это, наверное, своевременно и надежно, пусть несколько и в ущерб атаке. Но разве длительное отсутствие у чужих ворот Зырянова и Файзулина атаку не обедняет?! Игра со «Спартаком» должна стать последней чертой полумер. А если оба варианта Спаллетти категорически не устраивают, то стоит собраться с духом, брать с собой Дитмара Байерсдорфера и признаваться руководству: исход матча «Игорь Денисов — “Зенит“» оказался не в пользу клуба. После чего оперативно делать запрос на актуальную вакансию.
Какой Андрей Сергеевич настоящий
Теперь об атаке. Уверен, что ее автоматически сделает креативнее, быстрее и разнообразнее решение обозначенных выше проблем. Когда у нападающих появится возможность, вздохнув полной грудью, посвятить себя творчеству, а у искушенных в созидании хавбеков почаще им простор для творчества обеспечивать. Хотел обойтись без персоналий, но… Насколько шикарным получился выход Аршавина с «Порту», настолько глубоко повергла в недоумение его игра на «Локомотиве». Самим собой Андрей оказался один раз — когда идеально по темпу и почти идеально по точности отдал в касание голевую передачу Кержакову. Врывание на скорости в свободную зону, мысль и исполнение были именно такими, по которым знают Аршавина лучших образцов. Но уже едва ли не следующая атака с его участием насторожила. Когда он в похожей ситуации не решился исполнить диагональ метров на тридцать, которая бы выводила Халка один на один. Пытаясь сохранить остроту, нападающий взялся обводить один в один Кариоку, но все завершилось неуклюжим падением. Именно этот момент стал заголовком к следующей главе, которую Аршавин писал вплоть до 77-й минуты, когда был заменен. Так при каких же условиях можно увидеть мастера, способного виртуозно обыгрывать любое количество соперников, вовремя выводить на ворота партнеров, постоянно открываться в перспективных позициях? То есть делать свою именную работу, которая в прошлую среду заставила специалистов вспоминать 2008-й. Что для этого надо? Разжать тиски требований оборонительной работы? Выпустить еще энное количество раз в стартовом составе, что плавно и незаметно вернет стабильность и уверенность, а вместе с ними и прежнего Аршавина? Или же все намного проще и его уровень нынче такой, что «брендированные» трюки он может выдавать лишь раз в десяток матчей, да и то проводя на поле не более получаса? Пока вопросы висят в воздухе, будет висеть и замок на шлагбауме, стоящем на пути атакующего потенциала «Зенита».
Пенальтист Халк. Продолжение следует?
Эпизод с пенальти я намеренно оставил без внимания — к системным игровым проблемам он прямого отношения не имеет. Появление недовольных? Наверняка. Конфликты? Возможно. Назначение нового пенальтиста? Не факт, что это панацея, но сейчас (на ближайшие матчи), скорее всего, необходимо. Повторение ситуации в дальнейшем? Кстати, не исключено. И если такое произойдет, лишь пожелаю Халку отвлечься от навязчивых амбиций и тягостных мыслей о том, как бы поскорее что-то доказать. Представить, что он проводит мастер-класс на пляже, и пробить как умеет.
Возможно, что все указанные проблемы скоро перейдут в спящий режим, если на первые роли снова выйдут голы-шедевры и победы «Зенита». Но без нахождения ответов на все заданные вопросы сценарий матча со «Спартаком» обязательно повторится. И для этого необязательно ждать встречи с кем-то из лидеров. Казус (назовем это так) может произойти с кем угодно. Хотя бы по теории вероятности результат не может всегда противоречить игре.