Сегодня завершается чемпионат мира по водным видам спорта. Уже сейчас можно констатировать, что для российской сборной по плаванию он оказался явно неудачным. Пока спортсмены других стран чуть ли не каждый день били мировые рекорды, россияне на дорожках мельбурнского бассейна оказывались в основном статистами. Причины столь провального выступления в Австралии проанализировал для «Спорта» один из самых опытных пловцов России серебряный призер прошлогоднего чемпионата мира в комбинированной эстафете Игорь Марченко.
Чемпионат получился очень интересным. Посмотрите, сколько новых рекордов планеты. Большинство из них установлены представителями США, но ничего удивительного в этом нет. Американцы прекрасно отдают себе отчет в том, насколько медалеемкий вид спорта – плавание. Поэтому они делают все, чтобы их пловцы побеждали. Многие оправдываются, что вот, мол, зато в открытой воде они ничего не могут противопоставить тем же россиянам. Подождите! Им просто до поры до времени марафонское плавание было совершенно не нужно. А теперь его включили в программу Олимпийских игр, и, уж будьте уверены, скоро они и там «попрут».
Предполагаю, что после таких слов меня будут обвинять в отсутствии патриотизма, но я просто называю вещи своими именами. В России тоже есть хорошие тренеры, талантливые и трудолюбивые пловцы, неплохой менеджмент, но когда все это соединяется вместе, результаты получаются неважные. В самой системе российского плавания очень много неправильного. Наши тренеры, к примеру, работают по методике 1970-х годов. У нас самое главное – как можно больше километров наплавать. В Америке подход совершенно иной: у них много игровых тренировок, в том числе и в воде. Очень хорошая подготовка за пределами бассейна. Им не надоедает плыть, голова от этого не устает. А у нас кроме плавания ведь еще много проблем. Вот у меня, к примеру, сейчас зарплата только пять тысяч рублей. Как я могу на эти деньги жить и еще тренироваться? Хорошо, мне помогает, в том числе и финансово, мой друг Алексей Власенко, а так не знаю, как бы я работал.
Российским наставникам взять да съездить бы в США на стажировку, а они только ругают все американское. И при этом загоняют всех спортсменов на сборы. Я бы разделил хотя бы спринтеров и стайеров, чтобы тренеры не подсматривали за подготовкой своих же коллег, а заставляли головы думать, придумывать что-то свое.
В Австралии меня, конечно, поразил Майкл Фелпс. Талантливейший пловец! Плюс к этому у него грамотный тренер и прекрасные условия для нормальной подготовки. Отсюда и феноменальные результаты. Я несколько месяцев работал в США с Полом Бергеном – это тренер нынешнего наставника Фелпса Боба Боумена. Видел, по какой программе работает Майкл. Колоссальные нагрузки! Чтобы их выдержать, нужен очень мощный организм. С тем же Фелпсом рядом плавало очень много народа, а почти никого не осталось. Не выдержали.
Меня очень порадовала Елена Богомазова. Даже не секундами в бассейне, а своим характером. Она поставила перед собой цель – подготовиться к пекинской Олимпиаде – и упорно к ней идет. Для этого нужно было уехать из страны, бросить семью, родных, отказаться от комфорта – Лена смогла это сделать, как бы трудно ни было. Не все на это способны. Возьмем, например, Стасю Комарову. Классная девчонка, талантливая, замечательная, но вот этой упертости у нее как раз и нет.
Расстроила наша эстафета 4x100 метров вольным стилем. Хорошо ведь плыли ребята, но из-за фальстарта Жени Лагунова их дисквалифицировали. Тут я бы хотел отметить вот какой момент. Сейчас на Женю всех собак повесили. А ведь в этой ситуации на 80 процентов бывает виноват тот, кто плывет, а не тот, кто прыгает. На тренировках нарабатывается в том числе и количество гребков, после которого должна произойти смена. Чуть сбился – вот тебе и фальстарт. Работать над этим нужно. А заодно менять хоть что-то в нашем плавании, только тогда пойдут результаты.