Большой спорт — это прежде всего большие нагрузки. А они, увы, практически гарантируют проблемы со здоровьем. В первую очередь не выдерживают опорно-двигательный аппарат, мышцы, связки. Большой спорт — это еще и травмы. И вновь чаще всего у атлета те же «зоны риска». Без медиков не обойтись.
Точно и вовремя поставленный диагноз помогает продолжить карьеру, а подчас и попросту вернуться к нормальной жизни. Страдают ведь не только действующие спортсмены, но и ветераны. И с теми, и с другими работает Артем Леонидович Бурулев, кандидат медицинских наук, занимающийся рентгенологической диагностикой. Среди его пациентов — самые обычные граждане, но спортсменов, конечно, очень много. Применяемые им методы уникальны, как и аппаратура. В клинике бывал наш знаменитый боксер Николай Валуев. На фотографии, висящей в кабинете доктора, Артем Леонидович чемпиону по пояс. Частые гости клиники — легкоатлеты (в том числе чемпионы Европы), футболисты, гимнасты. Имен доктор по понятным причинам не называет. В клинике и магнитно-резонансная диагностика, и компьютерная томография — впечатляет.
— Такое ощущение, Артем Леонидович, что мы на какой-то космической станции находимся. А зачем и та, и другая установки, ведь дорогущие?
— Действительно, дорогие, потому что самые современные, это — последние модели фирмы Siemens. Но они не дублируют друг друга. Компьютерная томография идеально подходит для диагностики костной травмы, но у спортсменов очень часто страдает и мышечно-связочный аппарат, и тут не обойтись без методик, связанных с применением магнитно-резонансной диагностики. Это самые современные виды диагностики сегодня. Тут, как говорится, для всех случаев жизни. У представителей игровых видов спорта чаще всего «выходят из строя» коленные суставы и голеностопные. Пореже — тазобедренные и локтевые. Самый чувствительный метод диагностики сустава – магнитно-резонансная томография. У нас еще и специализированные программы, рассчитанные именно на спортсменов.
— Поподробнее, доктор, если можно.
— Ну, например, подобная аппаратура подразумевает во время лечебно-диагностических мероприятий подъем и некоторые движения атлета на специальном столе в некоем приспособлении, рассчитанном на вес до 105 килограммов. Спортсмены же нередко весят много больше. Наша аппаратура позволяет работать с богатырями до 180 кг.
— Установка впечатляет, но и… немного пугает. Наши атлеты спокойно реагируют?
— Клаустрофобия у 1% пациентов. Это много. Надеваем наушники, в них успокаивающая музыка. Иногда помогает.
— Глядя на ваше «изобилие», хочется порадоваться за наших спортсменов. Им больше не придется скитаться по европейским клиникам для лечения травм?
— Не торопитесь радоваться. С диагностикой спортивной травмы в России дело пошло на лад, хоть таких центров и не хватает. С хирургическим лечением и реабилитацией пока хуже. Специализированных, именно спортивных медицинских отделений не хватает. И это серьезная проблема.