• «Добровольный» прыжок Собчака

    24.07.14 23:11

    Автор: Спорт день за днём

    20 лет назад в Петербурге проходили Игры доброй воли

    Двадцать лет назад город на Неве принимал Игры доброй воли. Эти международные соревнования, целых две недели проходившие в Петербурге, вписали своеобразную и весьма неоднозначную страницу в историю мирового спорта. Юбилей ИДВ-94 дал отличный повод освежить в памяти события двадцатилетней давности.

    Наперекор холодной войне

    Начнем с того, что термин Goodwill Games родился в 1986 году, когда олимпийское движение после двух бойкотов оказалось в глубоком кризисе. Сначала сильнейшие капиталистические державы отказались ехать в Москву-80, а через четыре года страны социалистического блока игнорировали игры в Лос-Анджелесе.

    Вот и решил в такой сложной ситуации владелец телекомпании Си-эн-эн, миллиардер и меценат Тед Тернер возродить дуэль сильнейших атлетов на спортивных аренах. Так в 1986 году ИДВ приняла Москва, а в 1990 году эстафету подхватил Сиэтл.

    И вот 23 июля 1994 года в чаше уже не существующего ныне стадиона имени Кирова состоялось грандиозное открытие питерских Игр. На этой церемонии, поставленной известным режиссером Борисом Петровым, присутствовали такие влиятельные персоны, как президент МОК Хуан Антонио Самаранч, мэр Петербурга Анатолий Собчак, глава ОКР Виталий Смирнов, тот самый Тед Тернер. Президент страны Борис Ельцин громогласно объявил: «В добрый час».

    И этот «час» действительно оказался добрым, ведь в Петербург съехались более двух тысяч спортсменов из семидесяти восьми стран. Среди звезд были легендарный американский легкоатлет Карл Льюис, титулованный кубинский боксер Феликс Савон, рекордсмен по прыжкам с шестом Сергей Бубка, очаровательная чемпионка по син­хронному плаванию Ольга Седакова. Да разве всех перечислишь.

    Уже в первый день соревнований тяжелоатлеты установили сразу шесть мировых рекордов. В итоге общекомандное первое место заняла Россия, которая завоевала 171 медаль, у сборной США оказалось 119 наград. Тройку лидеров замкнули китайцы, добывшие 27 медалей.

    Команда правительства выдала фальстарт

    Не обошлось на Играх и без скандала. Соревнования пловцов оказались под угрозой срыва. Дело в том, что после авральной реконструкции чаша бассейна СКА почему-то все время заполнялась черной водой.

    Западные журналисты поспешили окрестить бассейн «болотом», а шведские пловцы в ужасе покинули Петербург.

    Причина загрязнения оказалась проста: впопыхах горе-строители неправильно установили фильтр, который и пропускал всю грязь в воду. Поломку быстро устранили, но, как говорилось в известном анекдоте, «неприятный осадок остался».

    Иностранные пловцы с опаской заглядывали даже в чистую воду бассейна. И вот тогда Анатолий Собчак поклялся лично нырнуть в «болото» и доказать, что здесь нет ничего опасного для здоровья.

    А чтобы это действо красиво обставить, чиновники решили провести плавательную эстафету между самыми разными командами «чайников». Пришлось тогда надеть плавки членам правительства, сотрудникам оргкомитета, представителям спонсоров и даже «акулам пера».

    Эстафетную четверку мэрии возглавил сам Собчак. Но, не дождавшись выстрела стартового пистолета, Анатолий Александрович резво прыгнул с тумбочки. Рефери, правда, объявил фальстарт, но вот дисквалифицировать главу города не решился.

    Вообще сегодня трудно переоценить роль Собчака в организации Игр. Кто-то резко критиковал власть за «пир во время чумы», даже саркастически окрестив соревнования «Игры доброго Толи». А вот президент МОК Самаранч, наоборот, высоко оценил заслуги Собчака, вручив градоначальнику Серебряный олимпийский орден.

    Тед «попал» на полмиллиарда долларов

    Хотя если судить с идеологиче­ской точки зрения, то старты в городе на Неве формально уже и не требовались. Почему? Да потому, что в олимпийской Барселоне — 1992 бывшие враги помирились. Холодная война завершилась.

    Зачем тогда нужны эти Goodwill Games?

    Тем не менее упрямый Тернер продолжал гнуть свою линию, проведя после Петербурга через четыре года еще Игры в Нью-Йорке и даже в 2001 году в австралийском Брисбене. Однако это уже был последний старт «добровольцев». Выдохнувшийся Тед, выражаясь в стиле одесситов, «лавочку закрыл».

    По разным подсчетам меценат потратил за двадцать лет на свою «игрушку» порядка полумиллиарда долларов. Его убытки от проведения самых первых Игр в Москве составили 26 миллионов долларов, спустя четыре года ИДВ в Сиэтле «съели» уже 44 миллиона «зеленых». Питерский проект стоил Теду 80 миллионов долларов. Правда, российская сторона из государственного бюджета добавила к ИДВ-94 еще 150 миллионов долларов.

    По мнению ярых критиков ИДВ, эти средства были пущены на ветер. Как считали сторонники проекта, наоборот, в непростое для страны время питерцы хоть на две недели забыли о «лихих 90-х» и окунулись в атмосферу яркого праздника.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»