• Дмитрий Бородин: Не стоит от всех требовать играть, как Нойер

    Экс вратарь «Зенита» делает выбор между Лодыгиным и Кержаковым-младшим

    28.09.16 23:02

    Дмитрий Бородин: Не стоит от всех требовать играть, как Нойер - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    38-летний Дмитрий Бородин — из плеяды талантливых питерских вратарей, появившихся в конце прошлого века. Вызывался в сборную России. Сейчас тренирует голкиперов питерского «Динамо» и делится со «Спортом День за Днем» мнением о непростой ситуации с вратарями в «Зените».

    Кержаков играет проще и надежнее

    — Мирча Луческу уже не раз жаловался, что его беспокоит вратарская позиция. И Юрий Лодыгин, и Михаил Кержаков действительно ведь частенько ошибаются. Ваш взгляд на проблему?
    — Проблема в том, что современный футбол выдвигает новые требования голкиперам. А нынешние вратари «Зенита» пока не могут к ним адаптироваться. Голкипер сегодня — практически 11-й полевой игрок. Этого требовал и Андре Виллаш-Боаш, а теперь таковы требования Мирчи Луческу. Необходимо уверенно играть ногами. Уметь отдать точный пас, начать атаку. Тотальный контроль мяча. Наверное, этот взгляд имеет право на жизнь. Отмечу, что каждый новый наставник приходит в «Зенит» со своим штабом, со своим тренером вратарей. Все меньше доверия Михаилу Юрьевичу Бирюкову. Юрий Лодыгин старается выполнять требования, переделывать себя, менять игру. Это очень сложно. Миша Кержаков все же больше старается демонстрировать свой, привычный ему футбол. Он меньше работает ногами, пытается играть просто и надежно, как от него много лет и требовали. Юрина перестройка уже 2 года тянется, приводит иногда к результативным ошибкам. Отсюда и нервозность Лодыгина, которая приводит к увеличению промахов. Замкнутый круг. Юру в сборную перестали вызывать, что тоже накладывает отпечаток.

    — То есть, вы полагаете, что зимой, в дозаявочную кампанию, «Зениту» предстоит поиск вратаря?
    — Это вообще распространенная история. Вот в «Манчестер Сити» много лет играл Джо Харт. Не всегда безошибочно, но сумел стать легендой клуба, любимцем болельщиков. Но пришел Пеп Гвардьола и привел своего вратаря. А Харт вынужден был подыскивать себе другое место работы. И так бывает. Гвардиоле нужен Клаудио Браво, умеющий играть ногами, отдавать точные пасы. Не исключаю, что так же поступит и Луческу. И мы можем увидеть в «Зените», скажем, Андрея Пятова. Сегодняшняя вратарская ротация в команде ведь не идет на пользу ни Юре с Мишей, ни команде.

     

    — Игра до ошибки нервирует вратарей?
    — Конечно! И очень нервирует! Вспомните, даже Виллаш-Боаш, при всем моем скептическом к нему отношении, очень долго не менял Лодыгина в минувшем сезоне, хотя тот часто ошибался. Португалец определился с тем, кто у него основной вратарь. Сейчас я не знаю, кто основной голкипер «Зенита».

    — Складывается впечатление, что и Мирча Луческу этого не знает.
    — Луческу пытается это понять. Но поиск явно затянулся.

    — Быть может, тренеру стоит обратить внимание на хорошо вам знакомого Егора Бабурина?
    — Я очень хорошо отношусь к Егору. Но и он воспитанник несколько иной вратарской школы. Сейчас в Зените два тренера, работающих с голкиперами. Вот если бы это были Бирюков с Юрием Окрошидзе (а их игровая философия мне отлично известна), я бы рекомендовал Егора. Но насколько он готов выполнить требования Луческу — иной вопрос. Я, к примеру, тоже будучи тренером вратарей, основной своей задачей вижу, чтобы мой подопечный в Динамо» отыграл «на ноль», и наставник команды поблагодарил бы меня, сказав, что не имеет никаких претензий. Для меня главное в действиях голкипера — абсолютная надежность.

    Не вижу в России вратарей новой формации

    — Согласны ли вы с тем, что подход к вратарской игре изменил Мануэль Нойер своей блестящей игрой на чемпионате мира?
    — Нойер играет блистательно, но он один такой, единицы в мире успешно пытаются действовать в схожей манере. То, что демонстрирует звезда такого масштаба, далеко не всем доступно и это, мне кажется, нужно понимать. Мы видим пример Игоря Акинфеева, хорошо играющего ногами. Но он никогда не рискует. При малейшей напряженности он выбивает к чужой штрафной. У «Зенита», кстати, есть Артем Дзюба, который в такой ситуации может очень эффективно побороться за мяч. На мой взгляд, контроль мяча — это очень хорошо, но надежность в своей штрафной — превыше всего. Иначе нервничает вся команда.

    — Давайте попробуем помочь Мирче Луческу и селекционерам клуба. На тот случай, если будет принято решение приобретать зимой вратаря. Это, в условиях лимита, должен быть голкипер с российским паспортом. Так у нас заведено. Выбор, выходит, невелик. Попробуем?
    — Я не могу сказать, что в чемпионате России вижу вратарей, соответствующих тем требованиям, о которых ведется речь.

    — Александр Селихов из «Амкара»?
    — Молод, талантлив, тренировался в Питере… Но не сказал бы, что игра ногами — его козырь. В «Амкаре» он лидер, очень часто выручает. Там и игра другая. По воротам «Зенита» соперники зачастую наносят 2-3 удара за матч — и при этом «Зенит» пропускает, иногда и по два. Такая игра очень сложна для вратаря, когда и ударов по твоим воротам мало, и работы немного, но надо все время быть готовым выручить. Ну и атаку начать. Не уверен, что Саша Селихов сегодня вратарь для «Зенита», дайте ему время.

    — Андрей Лунев из «Уфы»?
    — Не будем после трех удачных матчей спешить с авансами.

    — Не будем. Опытнейший Александр Беленов?
    — Давно за ним слежу. Тоже есть вопросы по игре ногами. В «Зенит» приходят тренеры с подобным современным подходом. Раньше вратари были особой кастой. В России голкиперов новой формации я пока не вижу.

    — В конце минувшего века в Питере появились сразу три перспективных, одаренных вратаря: вы, Александр Макаров, Вячеслав Малафеев. Очень по-разному сложились судьбы, но ведь всех троих в сборную России вызывали. Как борьба между вами разворачивалась?
    — Сугубо на поле, в тренировочном процессе. Со Славой мы даже на выездах в одном номере всегда жили. То есть, отношения в жизни дружеские. Саша Макаров еще недавно даже в Славином бизнесе работал. А конкурировали — да. Поначалу в «Зените» меня чаще ставили. Потом Славу. И я ушел в «Торпедо», надо было играть.

    — Не могу не спросить про ваш нынешний клуб — питерское «Динамо».
    — Задача одна — выйти в этом сезоне в ФНЛ. Для этого есть все условия! Борис Романович Ротенберг держит руку на пульсе, постоянно общается и с тренерским штабом, и с менеджментом, и с игроками.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»