Когда месяц назад корреспондент «Спорта» связался с Алексеевым, тот как раз ехал в поезде из Ливерпуля в Лондон. «Мы сейчас в рабочей поездке с целью обмена опытом по проведению матчей», — пояснил он тогда. Пришло время расспросить о впечатлениях и новшествах, которые ожидают российских болельщиков.
Бросил банан — и ты в «черном списке»
— Какие матчи посетили в рамках поездки по обмену опытом?
— Мы побывали на двух: «Челси» — «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» — «Тоттенхэм». Кроме того, посетили стадионы «Манчестер Сити», «Миллениум», «Эмирейтс», ознакомились с организацией матчей и там.
— На что обращали особое внимание?
— На безопасность и комфорт болельщиков, на то, как они попадают на трибуны, какие условия там для них созданы, изучали работу стюардов. Очевидно, сейчас английские арены отличаются не только высоким уровнем футбола, но и приятным досугом, сравнимым с походом в театр, например. Но на пути к этому англичане прошли и через трагические события на своих стадионах, и через хулиганство их фанатов по всему миру, повлекшее за собой отстранение клубов от участия в еврокубках аж на 5 лет. В итоге государство совместно с футбольными клубами создало систему безопасности, которая по праву считается примером для всех в мире.
— Что нам следует немедленно перенять у англичан?
— В первую очередь организацию работы с болельщиками, реализацию билетов и сезонных абонементов. В Англии каждый клуб имеет практически полную информацию о тех, кто их приобретает. Отмечу, что клубы там самостоятельно отвечают за организацию матчей, так как стадионы — их собственность. В такой ситуации возможностей и полномочий у клубов значительно больше. Кроме того, там болельщики несут персональную ответственность за нарушения. Нам в этом должно помочь принятие закона о проведении культурно-массовых мероприятий, который сейчас широко обсуждается.
— В Англии до сих пор есть болельщики, представляющие социальную опасность?
— Теоретически — есть. А на деле там законом предусмотрена персональная ответственность за нарушение порядка на стадионе. И если такое случится, то, во-первых, человек будет лишен клубом возможности посещать стадион, а во-вторых, отвечать перед законом за инциденты на матче будет не организатор в лице клуба, а именно этот болельщик.
— В Самаре наконец нашли человека, кинувшего банан в Роберто Карлоса. Случись такое в Англии, что ждало бы «метателя»?
— Он предстал бы перед судом. Ему запретили бы не только посещать местные стадионы, но и бывать на футболе в других странах. Он оказался бы в «черном списке».
— На какой срок?
— Это тоже определил бы суд. В зависимости от того, насколько серьезно нарушение, есть ли у него «история нарушений», какой общественный резонанс вызвал проступок. Пребывание в «черном списке» может длиться от шести месяцев до нескольких лет.
— У нарушителя есть возможность в это время попасть на стадион?
— Учитывая, что клубы владеют практически исчерпывающей информацией о своих болельщиках, это очень проблематично. По крайней мере официально он футбол посетить не сможет. Можно, конечно, купить билет у спекулянтов, попасть на стадион нелегально. Но если человека идентифицируют, последствия для него окажутся более серьезными. Можно и за решетку загреметь.
Нужно меняться и стюардам, и болельщикам
— Вы общались в Москве с Майком Халлиганом, который сказал, что мы на 20 лет отстаем от Англии в организации проведения матчей?
— Конечно, мы разговаривали. Но не стоит акцентировать внимание на цифре — это скорее образное выражение. Причем речь не идет о том, что у нас абсолютно все плохо, — мы обмениваемся опытом, к тому же постоянно анализируем работу на стадионах и предъявляем более жесткие требования. Хотя надо признать — некоторые вещи Халлигана сильно удивили.
— На что он обратил внимание?
— Для него непривычно было увидеть много полиции на стадионе. Важный момент — уровень подготовки стюардов. Наши пока заметно уступают английским коллегам. Кроме того, на английских стадионах не практикуется продажа билетов в день матча для болельщиков хозяев. Делается это для того, чтобы они не могли купить билет на гостевую трибуну и, наоборот, гости не попали на хозяйские сектора. Для разделения болельщиков разных команд этим не ограничиваются. Даже близлежащие к стадиону рестораны работают в день матча в особом режиме: каждый принимает «своих» фанатов. Во время последней поездки я видел сцену на «Стэмфорд Бридж». Болельщик «Манчестера» каким-то образом купил билет на трибуну поклонников «Челси», что запрещено. И никто бы этого не узнал, не вскинь он радостно руки после гола гостей. Стюард сразу же подошел к нему и культурно попросил покинуть стадион. И болельщик столь же культурно удалился. Он мог начать возмущаться, попробовать не подчиниться требованию стюарда, но ему прекрасно известно: в таком случае ограничиться административным штрафом не получится — дорога на стадион для него окажется закрыта надолго.