Питерский СКА завершил сезон, не сумев пробиться в полуфинал плей-офф. Как оценить итоги года? Кто-то считает сезон удачным, а кое-кто указывает, что задача командой не выполнена. Обозреватели «Спорта» Игорь Гурфинкель и Антон Морозов попытались найти золотую середину.
И. Г.: Конечно, в целом нынешний сезон принес питерским болельщикам положительные эмоции. И неслучайно после заключительного матча с «Локомотивом» фанаты провожали своих любимцев под барабанный бой и выкрики «ура». Только все фанфары, на мой взгляд, относятся к «гладкому» чемпионату. Точнее, даже к его первой половине. В плей-офф нам гордиться особо нечем. «Спартак», ослабленный травмой основного голкипера (Симчука), пройден с огромным трудом только в пятой игре, ценой больших усилий. А «Локомотив» совсем не тянет на звание суперклуба, чтобы радоваться одной победе над ярославцами. Ведь даже по итогам «регулярки» мы с волжанами расположились рядышком — соответственно на пятом и шестом местах. Перед Барри Смитом и его подопечными ставилась вполне конкретная задача — попадание в четверку сильнейших, то есть в полуфинал. И она была вполне по силам команде. Так что все-таки остался горький привкус после финального свистка.
А. М.: Всегда приятнее выигрывать, но не всегда получается. На мой взгляд, за сезон в целом СКА заслужил положительную оценку. Не пятерку, конечно, но четверку с плюсом — точно. И особенно это касается Барри Смита. Специалиста такого уровня у нас в СКА еще не было. И вообще, много чего у армейцев никогда не было, по крайней мере в суперлиге. Если конкретно, то это и место в первой восьмерке по итогам регулярного чемпионата, и положительная разница забитых и пропущенных голов, и пройденный раунд плей-офф, и яркие матчи по ходу сезона. Да и в оценке соперников по плей-офф не все так однозначно: «Спартак» под конец сезона являл собой весьма грозную силу. Недаром контракт с Милошем Ржигой руководство красно-белых переподписало, по слухам, не торгуясь. Значит, оценили его работу, а «Локомотив» априори смотрелся сильнее СКА. Так что армейцы скорее заслужили аплодисменты...
И. Г.: ...если бы сезон заканчивался в декабре, ну в лучшем случае 1 января. Два последних месяца армейцы напоминали самих себя прошлогоднего или позапрошлогоднего образца. Каждая заброшенная шайба давалась с огромным трудом, защитники и вратари чередовали удачные игры с провальными. Да и, казалось, сами хоккеисты просто потеряли интерес к хоккею, выполнив первую задачу — обеспечив путевку в плей-офф. И недаром перед началом игр на вылет большинство середнячков и аутсайдеров мечтало попасть на СКА. Оставалось только надеяться, что хитрый лис Смит, прошедший огнь, воду и медные трубы Кубка Стэнли, готовит ловушку для своих оппонентов в плей-офф. Но надежды так и остались надеждами. Ничего сверхъестественного американский мистер своим визави не предложил, так и не найдя для своих подопечных таких слов, чтобы они «грызли лед». Да, где-то подвели травмы, в матчах со «Спартаком» в Москве было не совсем объективное судейство, в игре с «Локо» в Ледовом дворце фортуна откровенно заигрывала с гостями. Но это все отговорки в пользу бедных. Клуб с чемпионскими амбициями на эти «мелочи» не имеет права делать скидки. Ну о каком везении можно говорить, если за 180 последних минут серии с ярославцами мы смогли только дважды поразить ворота противника?! А ведь в рамке у «железнодорожников» стоял не Мартин Бродер, а Семен Варламов, при всем уважении к этому талантливому парню.
А. М.: По-моему, главное в нынешнем сезоне не место, которое занял СКА в итоге, а прогресс. Может, к лучшему, что мы не получили все и сразу — потом было бы неинтересно. А так у нас осталась некоторая неудовлетворенность, есть над чем поработать руководству и тренерскому штабу. А судя по подходу, который демонстрирует менеджмент, позапрошлогодних образцов мы больше не увидим. И не надо валить вину на Смита — человек впервые попал в Россию; откуда он мог знать, что для тридцатилетних мужиков, которые считаются профессиональными хоккеистами, нужно какие-то слова искать. А насчет тактических сюрпризов, так Смит их предложил своим оппонентам вагон и маленькую тележку. Взять хотя бы первый матч в Ярославле — он просто обвел Хейккиля вокруг пальца. Но что поделать, если СКА оказался ослаблен травмами, да вдобавок и удача от армейцев отвернулась.
И. Г.: Да никто и не говорит, что виноват только Смит: в какой-то степени он стал заложником ситуации. Скорее, тут общая вина. Разве есть какая-то неожиданность в том, что в ходе сезона ведущие игроки могут выбывать из-за травм? Хоккей — контактная игра, и тут без переломов, растяжений и сотрясений мозга дело не обходится. Значит, нет необходимой глубины состава. То, что требуется усиливать линию нападения, было ясно еще до начала второй дозаявки. И вроде как даже сам Смит об этом говорил публично. Но в итоге из видных людей в ноябре появился только Дарюс Каспарайтис. Согласитесь, трудно представить, чтобы на четвертом десятке лет Каспер превратился в грозного бомбардира. Очевидный прокол селекционной службы. В итоге, после того как сел на больничный Швидкий, распалось второе боевое звено. А учитывая, что периодически ломались Ханнула и Йоханссон, оставалась только надежда на Максима Сушинского. Но Су-33 хоть и провел сильнейший сезон за последнее трехлетие, не может в одиночку выигрывать матч за матчем. И тут, хочешь не хочешь, в голову лезет пример с «Ак Барсом», который, приобретя махом тройку Чаянек — Хентунен — Петров, кардинально изменил ситуацию в турнирной таблице. И сейчас, на мой взгляд, казанцы являются фаворитами плей-офф. А ведь на их месте могли быть мы, как говорится в известном фильме.
А. М.: А я считаю, что говорить о мере вины Смита вообще неуместно. Он большой молодец и умница. Для хоккейного Петербурга он сделал то, о чем мы давно мечтали. Год, проведенный армейцами под руководством американца, стоит считать переломным — ведь и Газпром, и Смит, и лидеры команды остаются при нас. А перелом, произошедший в сознании игроков и болельщиков, когда мы перестали бояться кого бы то ни было, научились выходить из кризиса, терпеть, но выигрывать 1:0, можно назвать эффектом Петржелы. Смит сделал для СКА примерно то же, что Власта для «Зенита». Теперь мы думаем не о том, как бы нам забраться на десятое место и попасть в плей-офф на кого-нибудь послабее, а критикуем команду за то, что она осталась без медалей. Вспомните, что мы имели раньше (не считая полуфинала Кубка МХЛ 1994 года, «приравнянного к бронзовым медалям»), и посмотрите, что получили в этом году.
И. Г.: Вот тут я с тобой согласен. Спустя много лет мы поняли, что такое борьба в плей-офф, а то как-то грустно оказываться год за годом чужими на этом празднике жизни. Отсутствие опыта кубковой борьбы — возможно, главный фактор нашего поражения в четвертьфинале. Ведь тот же «Локомотив» за последнее время практически постоянно доезжал как минимум до полуфинала. И будем надеяться, что тому же Смиту хватило года на адаптацию к России, и в следующем сезоне никакой форс-мажор не поставит его в тупик. В любом случае, если армейцы уже в новой лиге хотят бороться за главный приз, состав команды надо усиливать.
А. М.: А все к этому и идет. И то, что со Смитом без проволочек подписали новый контракт, только подтверждает серьезные намерения руководства. Так что ждать осени мы будем с оптимизмом. И не сдержанным, как в прошлом году, а вполне обоснованным.