Недалеко от моего дома есть школа. Рядом с ней —футбольное поле. Там молодой учитель физкультуры — недавно, наверное, закончил ВУЗ — проводит уроки.
На днях он учил девочек младшего класса (примерно четвертого) играть в футбол. Учитель разделил девочек на две команды по пять человек. Не считая вратарей. Тактика была обозначена жесткая: три защитника и два форварда (кстати, где мальчики в этот момент были, сказать сложно, они учились играть в футбол, кажется, отдельно — все-таки это не синхронное плавание).
И вот началась игра. Все, конечно, бегают за одним мячом. Но три девочки одной команды строго стоят в своей штрафной — как в рассказе Алексея Пантелева «Честное слово» (прочитайте, умилитесь). Тут случается угловой. Одна из этой команды идет подавать, другая стоит в центре поля, не понимая, что ей делать, а эти три девочки так и стоят в своей штрафной.
Физрук им орет: «Мы подаем угловой! Что вы там стоите? Идите в другую штрафную!»
Девочки дружно двинулись в чужую штрафную, погладывая с опаской на своего вратаря. Начали подавать угловой. Мяч, конечно, не долетел до штрафной. Игра сразу переместилась на другую половину поля, где еще недавно несли караул три девочки. И что же тут увидел физрук и я, который был одиноким зрителем этого матча? Мы увидели, что девочки, назначенные защитницами, так и остались стоять в чужой штрафной. Как им сказал только что физрук.
Он начал кричать: «Что вы стоите в чужой штрафной? Угловой кончился! Надо бежать к своим воротам!»
Девочки недоуменно потопали к своей штрафной. Они, как мне кажется, так и не поняли сути футбола. Несмотря на все старания физрука. Допустили грубый тактический просчет. Матч, к слову, завершился со счетом 0:0. После игры учитель физкультуры всех похвалил. Сказал, что «сегодня уже лучше». Только поругал тех, кто мяч неправильно ведет, слишком далеко отпускает. «Это не дриблинг, — сказал молодой физрук. — Какие-то побегушки». Девочки мотали на ус.
Так вот, что сказать по поводу матча «Зенит» — «Анжи». Приятно, что тренер «Зенита» все сделал правильно. Поставил нужного вратаря. И нужный состав. Каждый занимался своим делом. Дзюба находился в той штрафной, в какой нужно, и старался бить в касание, чтобы не терять мяч. Халк хорошо делал «побегушки» и организовал много голов, чего не смогли сделать девочки. А защитники «Зенита» не только строго стояли в своей штрафной, но и шли на «стандарты» в чужую, а потом без подсказки тренера возвращались. Хотя Ломбертс один раз не углядел за Максимовым. А Гарай однажды слишком далеко убежал вперед. Но в результате отдал голевой пас.
Надо просто правильно понимать футбол. Выполнять установку тренера. И тогда победы придут. А физруку я бы все-таки на правах зрителя посоветовал изменить тактику. Например, назначить трех нападающих, вместо двух. Чтобы девочки поняли, зачем играют в футбол. Почувствовали вкус к игре.
В свою штрафную всегда вернуться можно. Но сначала нужно научиться забивать голы. Как «Зенит». И необязательно с угловых.