Футбол — удивительно точный тестер на состояние дел в головах. Если болельщики двух команд, лишь одна из которых может оказаться в полуфинале чемпионата Европы, при неограниченных количествах потребляемого пива ходят друг с другом в обнимку и через слово взаимно желают удачи, значит, это правильные ребята и благополучные граждане. Истинные патриоты, в том числе и самих себя. Футбол, безусловно, способен провоцировать и агрессию, особенно в неокрепших умах. Но именно когда добро выносит зло из зала вместе со стулом, проявляются истинные ценности каждого народа.
Гребля на байдарках
Бельгии и Уэльсу город Лилль и страна Франция должны быть благодарны за великолепный день. У того, кто оказался 1 июля 2016 года в Лилле, не повернется язык сказать, что французский чемпионат Европы не удался. Так уж выходит, что в средневековых городах красочнее раскрываются характеры, словно в пьесах Шекспира. Мишеля Платини еще долго будут ругать за расширение VIP-клуба Европы, но если Уэльс и его болельщики — порождение новой системы розыгрыша, то ее стоило придумать. Хотя бы на один раз.
Лилль — маленький и уютный. Прямо с вокзала падаешь в его объятия, но на сей раз здесь совсем уж громко. «Дьяволы» и «драконы», обнимаясь и чуть ли не отхлебывая из стаканов друг у друга, заводят песни, в которых, судя по всему, прославляют друг друга. Из Бельгии до Лилля можно дойти пешком (если делать больше нечего), или доехать на трамвае. Двести тысяч бельгийцев собрались к соседям безо всякой надежды на билеты — просто получить впечатления, потолкаться в городе и, наверное, выразить сожаление, что не в их стране проходит чемпионат. Многие считают, что футбольная атмосфера во время Евро в Бельгии чувствуется больше, чем в самой Франции. И болельщики команды Марка Вильмотса не могли дождаться, когда же, наконец, дойдет до четвертьфинала — сборная Бельгии путешествовала, в основном, по югу Франции.
Лилль обычно тихий. Но если вы хотели уединения и покоя 1 июля, укрыться можно было лишь во храме Святого Мориса, или в бесплатном зоопарке у стен Цитадели, где когда-то стоял старый стадион местного клуба. Центральная площадь Шарля де Голля превратилась в лубочную картинку, изображающую идеальную атмосферу Евро. Без единой нотки агрессии. «Остались лишь пенсионеры и я», — пошутила в переписке журналист Регина Севостьянова, работающая в Брюсселе. Картинка не давала повода усомниться. Бельгийцы самовыражались, как, наверное, никогда не делают этого в повседневной жизни. Но едва им казалось что-то подозрительным — например, группа людей без «цветов» начинала махать стульями в кафе — как лица тут же напрягались. За грань не хотел выходить никто. Даже когда четверо «дьяволов» минут пять не давали проехать девушке на маленьком авто, усевшись на мостовой вчетвером друг за другом и изображая греблю на байдарке. А может, и каноэ.
Валлиец с внешностью школьного учителя демонстрирует в уличном баре соседям свои носки с красным драконом. Его сосед шутит, что он в ответ может дойти до нижнего белья. Самый младший в компании — мальчик лет десяти — расстегивает куртку, и оттуда тоже подмигивает дракон. Словно обещает: «Мы с «дьяволами» еще не то замутим».
— Вы — местные?
— Нет, из Санкт-Петербурга.
— Ничего себе! Были в Тулузе? Ничего игра была, правда?
— Спасибо за сарказм, прекрасная. Нет, приехали позже, первая игра была ваша — с Северной Ирландией в Париже.
— О, значит, вы, наверное, думали, что будете играть сначала в Париже, а затем здесь, так?
Уэльс мило упивался своим совершенно заслуженным успехом на Евро и, несмотря на все добрые пожелания бельгийцам, тайно надеялся, что их Гарет Бэйл (с тремя забитыми мячами) встретится в полуфинале с Криштиану Роналду (пока что бьющим даже мимо мяча).
Игра «в Испанию»
Бельгия свое сходство с Испанией в ее лучшем варианте стала подтверждать практически сразу. Мяч у «дьяволов» ходил быстрее, чем «драконы» думали и, соответственно, двигались. Факт замены двух основных людей в защите — Вермалена и Фертонгена (последний сломался на последней тренировке) — поначалу не обращал на себя внимания ничем, кроме как Джорданом Лукаку, который накануне позволил себе сказать, что его собственный капитан Эден Азар еще не дорос до Гарета Бэйла. Это при том, что Лукаку-младшему еще и на одном фланге предстояло с ним играть.
Бельгийцы, не изменяя своему слегка вальяжному стилю, сразу создали момент с тремя добиваниями в упор, а затем валлийцы растерялись и вслед за шведами не перекрыли удар Наингголану из-за штрафной. Когда парень так бьет, только радуешься, что Лучано Спаллетти в свое время не перетащил его в «Зенит» — играл бы сейчас в Китае и не попал бы на Евро.
Дисбаланс состава Уэльса был очень заметен. Где-то было очень много Бэйла, а где-то — очень мало Робсона-Кану, который оказался оторван от полузащиты после того, как Гарет, увидев, что Аллен и Рэмзи тонут в оборонительных обязанностях, вынужден был опуститься. Примерно полчаса ушло у валлийцев на то, чтобы слегка утихомирить де Брюйне. Ведь держать его невозможно, как нападающего в настольном хоккее, только двигающегося поперек. Отовсюду полузащитник, с которым меня незаслуженно перепутали перед игрой, мог отправить мяч в нужную точку штрафной, куда помногу проникали бельгийские звезды.
Уэльсу приходилось очень тяжело до тех пор, пока с обреза Наингголана (все-таки напрасно они с Витселем держатся постоянно на одной линии при том, что опорник «Ромы» менее аккуратен) не пришла голевая атака. И здесь несыгранность, а может, и мандраж новеньких Лукаку и Денайера испортили Вильмотсу жизнь. Уильямса приняли в штрафной коллективно безответственно, счет сравнялся, Уэльс приосанился. В том, что ошибка была системной, сомневаться не приходилось — ровно через десять минут Эшли снова пролез между мечущимися юнцами, но в ворота не попал. Если отбросить умничанье и оставить эмоции, игра получалась такой же, как и предматчевая атмосфера — исключительно в «плюс» чемпионату Европы.
Вильмотс все же разглядел недоброе в зазорах между опорными и совсем хлипкими игроками защиты и после перерыва подпер Витселя и Наингголана Феллаини. Этой замены от него ждали по ходу матча с Венгрией, но тогда повезло забить второй мяч. На сей раз соперник был более гибок. Коулмэн уже по первому тайму мог сделать вывод, что, по большому счету, вся линия обороны «дьяволов» провалит матч. Так и случилось: она не смогла ни отзащищаться против хищников из чемпионшипа (Робсон-Кану прокрутил оппонентов, как в стиралке), ни внятно помочь атаке, когда хорошее подключение как воздух нужно было Азару и де Брюйне. Оказавшись в проигрышной ситуации, Бельгия становилась наивнее с каждой минутой, а Уэльс бил по слабым местам не менее больно, чем Россию в группе. Выйти в 1/8 и обыграть Венгрию с юношеским задором можно, а для полуфинала нужно что-то более крепкое и командное, чем имитация игры «в Испанию». Требуется быть собой и использовать максимум плюсов каждого, что и делал Уэльс с первого дня пребывания во Франции. Когда придет последний? Уверенно уже не ответит никто!
Уэльс — Бельгия — 3:1
Уэльс: Хенесси — Б. Дэвис, Э. Уильямс (к), Честер — Гантер, Аллен, Ледли (Кинг, 78), Рэмзи (Коллинз, 90), Н. Тэйлор — Бэйл, Робсон-Кану (Воукс, 80)
Бельгия: Куртуа — Монье, Алдервейрелд, Денайер, Дж. Лукаку (Мертенс, 75) — Наингголан, Витсель — Карраско (Феллаини, 46), Де Брюйне, Азар (к) — Р. Лукаку (Батшуаи, 83)
- Голы: Наингголан, 16 (0:1); Э. Уильямс, 31 (1:1); Робсон-Кану, 55 (2:1); Воукс, 86 (1:3)
- Предупреждения: Б. Дэвис, 5; Честер, 16; Гантер, 24; Рэмзи, 75 / Феллаини, 59; Алдервейрелд, 85
- Судья: Дамир Скомина (Словения)
1 июля. Лилль. «Пьер Моруа». 45936 зрителей