На финише чемпионата–2010 основная борьба за выживание, скорее всего, развернется между тремя командами — «Cибирью», «Крыльями Советов» и «Амкаром». «Алания» и «Cатурн» тоже пока не обезопасили себя от вылета.
Главная задача любого чемпионата — выявить победителя и призеров. Соответственно к борьбе на верхних этажах турнирной таблицы всегда повышенное внимание болельщиков и прессы. Центральные матчи тура, репортажи с открытых тренировок, скрупулезные разборы игр, прогнозы специалистов — все это, разумеется, подогревает интерес.
И все же существует другая интрига, кроющаяся в противоположной части табели о рангах. «Подвальная жизнь», конечно, отличается от той, что ведет футбольное «светское общество», мысленно примеряющее костюмы и бабочки для визитов в Европу. В низах другие заботы. Здесь едва ли не с самого начала сезона начинают спасательные работы. Здесь аккуратно вычерчивают график предполагаемого движения по турам: «где мы должны набрать», а «где должны потерять конкуренты», чтобы в результате решения этого уравнения получить единственно правильный ответ — пролонгацию отношений с премьер-лигой.
32 — на счастье
Осень — пора сбора урожая, время, когда, согласно народной поговорке, принято проводить полную инвентаризацию цыплят. В преломлении к футболу — считать очки набранные и потерянные. Сейчас, когда за спиной две трети марафонской дистанции, а заодно и летний период дозаявок, уже можно делать какие–то выводы и строить прогнозы. Уже можно условно разделить 16 клубов премьер-лиги на три традиционные категории: лидеры, середняки, аутсайдеры.
Математики как-то подсчитали, что для сохранения прописки в элитном дивизионе достаточно 32 очков (восемь побед, восемь ничьих). Это, так сказать, чистая теория. Практика показывает, что ватерлиния обычно проходит где-то в районе 28–30 очков.
Нет правил без исключений. Упомянутое нами действует лишь в том случае, если все команды не выключаются из борьбы до окончания турнира. Стоит одному участнику турнира «отвалиться», как было, скажем, с «Тюменью» в 1998-м или «Ураланом» в 2000-м, спасительная отметка может оказаться выше. «Балтике», например, в сезоне-1998 32 очков не хватило. А все потому, что тюменцы в том чемпионате в 30 матчах разжились всего двумя победами и дважды сыграли вничью. То, что недобрал безнадежный аутсайдер, «разобрали» остальные. Вот и получилось, что калининградцам необходимо было выходить аж на 36-очковый рубеж.
Сравнительно недавно, в 2007-м, сразу три команды пришли к теоретически обеспечивающим безопасность 32 очкам. Но одной из них, а именно «Кубани», пришлось отправиться в первый дивизион: у краснодарцев оказалось меньше побед, чем у «Крыльев Советов» и «Луча-Энергии». Недостижимый «прожиточный минимум» тогда обеспечил занявший последнее место «Ростов». В свои закрома клуб с берегов Дона отгрузил всего 18 с превеликим трудом добытых очков.
Можно вспомнить и прошлый чемпионат, когда один из неудачников определился задолго до последнего тура. Подмосковные «Химки» едва не повторили антирекорд «Тюмени» — набрали всего 10 очков, и их друзьям по несчастью из Краснодара пришлось штурмовать уже не раз упоминавшуюся нами высоту «32». Не получилось: слишком высоко была поднята планка для прошлогодней «Кубани».
Пора подвигов
Собственно говоря, слишком богатого исторического материала у нас нет. Просто потому, что российский чемпионат не так давно существует в нынешнем формате. Поначалу мы много экспериментировали, искали оптимальные варианты. В 1992-м, например, команды были разбиты на две подгруппы, потом квартеты сильнейших каждой из групп разыграли места с первого по восьмое, остальные же определили квинтет лузеров. Возможно, уже совсем скоро мы вернемся к этой формуле, так как проект перехода на систему «осень-весна» предусматривает деление на октеты. Тогда уже совершенно отчетливо можно будет назвать восьмерку клубов — борцов за выживание. Пока такой классификации нет, следовательно, можно вести речь о трех реальных и двух виртуальных кандидатах на вылет.
Кроме всего прочего, принятая ныне трехочковая система (кто не помнит, раньше за победу команда получала два очка) вступила в силу только в 1995-м, а окончательно количественный состав из 16 участников утвердился в России с сезона-1998. Получается, всего-то 12 лет для анализа в нашем распоряжении.
Впрочем, вряд ли нынешние аутсайдеры листают пожелтевшие страницы архивов, чтобы почерпнуть прогрессивный опыт предшествующих поколений борцов за футбольное равенство. Им некогда отвлекаться на историю и литературу: нужно решать задачу. Кому-то сделать это будет сложнее, исходя из той платформы, которую они получили к 21-му туру, кому-то — легче, исходя опять-таки из имеющейся у них форы. Известно ведь, что в нижней части таблицы одна-две вовремя одержанные победы могут кардинальным образом изменить ситуацию.
Примеров таких спасений немало. Скажем, после первого круга прошлого сезона многие списали со счетов нальчикский «Спартак», но команда Юрия Красножана собрала волю в кулак, приплюсовала к 15 очкам, набранным в первой части первенства, еще 21 очко и финишировала 11-й. А как годом ранее, вгрызаясь в малейшие шансы, бились за место под солнцем ведомые Сергеем Юраном «Химки»!
Это лишь подтверждает, что на отрезке в десять туров есть место подвигам. Те же «Химки» в 2008-м после 20-го тура отставали от шедшего 14-м «Луча–Энергии» на четыре очка, а в итоге набрали на пять очков больше, чем дальневосточники.
Ну и как тут не вспомнить хрестоматийный камбэк «Торпедо-Металлурга» образца 2003-го. Семь очков отставания после двадцатого тура, всего две победы… Но заключительный отрезок команда прошла чуть ли не по чемпионскому графику: обыграла ЦСКА (2:1), «Черноморец» в Новороссийске (2:1), «Сатурн» в Раменском (3:0), «Ротор» (1:0), «Динамо» (1:0), а в заключительном туре еще и «Спартак» (2:0). Благодаря чему «металлурги» оттеснили на 15-ю позицию «Уралан», в последнем матче чемпионата разгромленный «Локомотивом» — 6:0. Таким образом, будущий ФК «Москва» установил своеобразный рекорд — три года подряд (2001–2003) клуб занимал спасительное 14-е место.
Важней всего — погода в доме
«Сибирь» — дебютант премьер-лиги, «Крылья Советов» оказывались у опасной черты периодически, но не слишком часто, «Амкар» серьезно «подвисал» разве что в прошлом году. Так что богатого опыта балансирования на грани нет ни у одной из перечисленных команд. Да и вряд ли подобный опыт может хоть как-то помочь — у каждого турнира своя история и, собственно, своя развязка.
Строго говоря, не только «Амкар», «Сибирь», «Крылья Советов», «Сатурн» и «Алания» не достигли «теоретического» рубежа в 32 очка или «практического» — в 28–30 очков. Есть еще «Анжи», «Томь» и даже «Динамо» с «Локомотивом». И все же, вычленяя вышеназванный квинтет, стоит руководствоваться не только нынешними турнирными показателями, но и многими другими нюансами. В частности, качеством демонстрируемого футбола; календарем оставшихся матчей; количеством домашних и выездных поединков (фактор своего поля имеет очень важное значение), особенно в играх с непосредственными конкурентами; приобретениями, сделанными в летнюю паузу; наконец, финансовыми возможностями. Не секрет ведь, что в малобюджетных клубах деньги к концу сезона имеют обыкновение заканчиваться. Задержки зарплаты и премиальных становятся хроническими, а это отнюдь не вдохновляет футболистов, как россиян, так и легионеров.
Отдельной строкой стоит упомянуть так называемые битвы за шесть очков. Их остается всего две, и в обеих примут участие «Крылья Советов». В 21‑м туре они сыграют в Перми против «Амкара», а в 24-м постараются взять у «Сибири» реванш за разгром в Новосибирске. Оба матча пройдут в ближайший месяц, а значит, уже скоро может наступить относительная ясность.
Разумеется, результаты не только этих встреч могут повлиять на судьбу каждого представителя трио нынешних аутсайдеров. В конце концов, в матче с любым соперником можно рассчитывать на очки. Сибиряки, например, едва не пустили под откос «Локомотив» и «Динамо», «Крылья» не проиграли «Локомотиву», «Спартаку» и «Динамо», отобрал очки у динамовцев в Москве и «Амкар»…
Едва ли не самый важный аспект подобного рода соревнований на прочность — психологическая устойчивость. Когда давит ответственность за результат, игроки не могут раскрепоститься, и каждая очередная неудача становится для них трагедией. Как следствие начинаются трения внутри коллектива. Кому-то кажется, что партнеры недорабатывают на поле, кто-то потихоньку начинает искать варианты продолжения карьеры в более благополучных командах, кто-то просто опускает руки.
Преимущество на финишной прямой получат те, кому удастся лучше совладать с нервами. В этой связи в разы возрастает роль наставников команд. Им надлежит стать настоящими хранителями очага и бдительно следить за тем, чтобы в доме не разгорелся пожар. Посмотрим, кто с этой задачей справится лучше: Рашид Рахимов, Игорь Криушенко или Александр Тарханов. Впрочем, как мы уже говорили, Андрею Гордееву и Владимиру Шевчуку тоже придется держать ухо востро.