Денис Колодин — человек не слишком эмоциональный. Что называется, ничем не прошибешь, прямо как Терминатор из проморолика, в которого перевоплотился на съемках Денис. Но собеседником он может быть очень даже интересным, правда, лишь тогда, когда сам этого захочет. Друзья называют его хохмачом и душой компании, но мало кто из журналистов знает его таким. Молчун, и этим все сказано.
С недавних пор футболисты сборной России, к которым относится и защитник «Динамо» Денис Колодин, буквально сторонятся журналистов. Возможность пообщаться с игроками главной команды страны выпадает крайне редко. Иной раз даже кажется, что сборники устроили СМИ бойкот. В ходе интервью Денис объяснил причины такого поведения игроков, высказываясь порой довольно жестко. Накипело. Кое-что пришлось даже смягчить. А начали мы со старта наших команд в Лиге чемпионов.
И с «Барсой» можно играть
— Я следил, конечно, за играми «Рубина» и «Спартака» (наша беседа состоялось в четверг, то есть до того, как ЦСКА и «Зенит» одержали выездные победы в Лиге Европы, — «Спорт»), но по онлайн-трансляциям, — рассказал Колодин. — Полностью матчи посмотреть не удалось, видел какие-то отдельные моменты, поэтому не могу углубляться в детальный разбор. Но в целом у меня сложилось впечатление, что наши команды бились со своими соперниками на равных, выглядели достойно, только вот результаты получились противоположными: «Рубин» потерпел поражение, а красно-белые победили с минимальным счетом.
— За вашим бывшим партнером Дмитрием Комбаровым наверняка особо пристально следили в матче с «Марселем»?
— Ну да, конечно, видел момент, когда он отдал передачу, после которой мяч попал в ногу футболисту соперника. Дима молодец, что тут еще скажешь.
— Вы на связи с братьями Комбаровыми?
— Конечно, они ведь перешли в «Спартак», а не на Луну улетели. Москва — это большая деревня, и мы постоянно созваниваемся, видимся. Не теряем связи.
— Вы ожидали, что Дмитрий так быстро и удачно впишется в игру «Спартака», или он проявил какие-то новые качества?
— Ожидал, а почему нет? Он квалифицированный футболист, поэтому для Димы не стало проблемой вписаться в игру. Во всяком случае, меня это ничуть не удивило. На самом деле очень радует, что у него все получается в новой команде.
— В «Спартаке» Дмитрий выглядит несколько ярче, чем в «Динамо». Согласны с этим?
— Возможно. «Спартак» и «Динамо» играют в разный футбол, и может быть, он нашел свою команду. Не исключено, что спартаковский стиль ему подходит больше нашего. Хотя, считаю, он и в «Динамо» неплохо играл.
— Сейчас, наверное, особенно явно видно, сколь серьезной потерей стал для «Динамо» уход Комбаровых?
— Не то что это большая потеря, просто переход произошел довольно быстро. Ребята в команде не ожидали, что все так получится. Но когда братья уходили, мы устроили им неплохие проводы, у нас остались хорошие отношения.
— Кстати, СМС с поздравлением Дмитрию отправили? Он ведь стал соавтором победного для «Спартака» гола во Франции.
— Еще не отсылал, но на днях обязательно позвоню, поздравлю. Пообщаемся.
— Как можете оценить турнирные перспективы «Спартака» и «Рубина» в своих группах, учитывая то, с какими соперниками им придется встречаться?
— Спартаковцы обыграли в гостях «Марсель», поэтому сейчас хорошо себя чувствуют, ведь победа в самом начале турнирного пути очень важна, а казанцам нужно выигрывать домашние матчи, тогда у них появятся хорошие шансы выйти из группы. Но по первой игре трудно судить, как у этих клубов пойдет дальше. Им ничего не остается, кроме как выкладываться по максимуму.
— По силам ли нынешнему «Рубину» снова одолеть «Барселону»?
— Все возможно в футболе, «Рубин» уже это доказывал, обыграв каталонскую команду на их поле. «Эркулес» также одолел «Барсу». Получается, с ней можно играть и обыгрывать (смеется).
— А есть ли вообще такие клубы, с которыми играть нельзя?
— Да со всеми можно, но вот какой будет результат — другой вопрос.
Болельщик должен быть с командой всегда
— Вы с «Динамо» не участвуете в еврокубках, зато защищаете цвета сборной России. Что можете сказать о начале отборочного цикла чемпионата Европы для нашей команды? Насколько старт оправдал ваши ожидания или разочаровал?
— Плохо только то, что мы проиграли словакам дома. Если бы уступили им на выезде, было бы не так обидно. В принципе, новый отборочный цикл — это всегда какие-то новые впечатления, эмоции, свежесть. Важно набираться позитива, поэтому сделаем для достижения нужного результата все возможное, несмотря на то что поражение подпортило всем настроение.
— Если говорить о настроении, то после победы в Андорре оно у сборников было прекрасным. А вот после словаков ребята повесили носы. Сильно саднит осечка в матче с главным конкурентом по группе?
— Конечно, это очень неприятно, но сейчас страсти немного утихли, футболисты разъехались по своим командам и думают о клубных делах. Вот подойдет время следующих матчей национальных команд — тогда и будем думать, как играть дальше и как выходить из положения. Задача у нас четкая — пробиться на чемпионат Европы, поэтому нам нужны только победы во всех оставшихся встречах.
— С приходом на пост нового главного тренера Дика Адвоката сильно ли изменилась обстановка внутри команды? Например, болельщики и журналисты столкнулись с множеством новшеств…
— Мы с Адвокатом работали всего-то неделю, поэтому делать какие-то глобальные выводы я бы не стал. Те правила, которые он установил, очень схожи с требованиями Гуса Хиддинка.
— И совместные походы в столовую тоже?
— Да, они и раньше практиковались, вы, наверное, забыли.
— Я просто в столовой не присутствовала.
— Вы и сейчас не присутствуете, но откуда-то знаете?
— Ребята рассказывали.
— И тогда, и сейчас — практически все то же самое.
— Вы, наверное, не будете отрицать, что Хиддинк и Адвокат разнятся как тренеры и как личности. Это чувствуется по работе с ними?
— Естественно, все люди разные. Но пока я не могу рассуждать об их отличиях, вдруг я что-то неправильно скажу, и через неделю ситуация поменяется.
— А если говорить о тренировочном процессе? Сторонние наблюдатели не могут не замечать, что при Хиддинке была более раскованная атмосфера, игроки позволяли себе шутки-прибаутки, и Гус это поощрял, хохмил вместе с коллективом, тогда как при Адвокате все футболисты работают сосредоточенно, как будто скованы…
— Может это так выглядит со стороны, но сейчас только начало отборочного цикла, и все переживают за результат, поэтому и сосредоточены на работе. Если все будет хорошо, ребята станут больше улыбаться, вот увидите. Ведь позитивное настроение футболистов напрямую зависит от результата.
— В продолжение темы о нововведениях: Адвокат наложил жесткий запрет на посещение футболистов родными, друзьями, агентами. Насколько такая ситуация комфортна для сборников? Подобные ограничения помогают?
— Даже не знаю, что вам сказать: мои родители не в Москве живут, поэтому они не приходили ко мне в отель, а к другим ребятам, может, и приезжали родственники, бабушки и так далее. А с агентами и друзьями можно и по телефону созвониться, пообщаться, если в этом есть необходимость.
И потом, мы сидим на сборах всего неделю, это ведь не то что в армию уйти.
— С армией — это хорошее сравнение. Наша сборная ведь теперь находится в столь закрытом режиме, прямо как на осадном или казарменном положении…
— Может быть, но лучше уж жить в отеле, чем в казарме (смеется).
— По признанию Дика Адвоката, его удивило отношение футболистов к прессе. А чем вас удивил Адвокат?
— А чем он может удивить?
— Например, тем, что после игры со сборной Андорры собственноручно собирал футболки наших игроков, чтобы отдать их соперникам, которые были немало озадачены нежеланием наших ребят меняться майками.
— Я не знаю, у меня не было футболки. Я же в раздевалку особо-то не заходил, так как не попал в число восемнадцати футболистов, поэтому не в курсе этой ситуации.
— При Хиддинке наши игроки могли спокойно покидать отель, сходить на прогулку, в магазин или посидеть в кафе, а сейчас правила ужесточились. Чем занимаете свое свободное время по вечерам?
— Все сидят в номерах и прячутся от камер, потому что в прошлом году после проигрыша сборной Словении нас так поливали грязью... Не хотим давать прессе еще один повод.
— Не ожидали такого негатива в адрес сборной со стороны журналистов?
— Почему же, ожидали. У нас ведь добрые журналисты, которые только хорошее обычно о нас пишут. Не могу сказать, что в России очень много корреспондентов, которые стараются не переступать какую-то грань. Почитайте сами. Что-то придумать — это ведь очень легко.
— Теперь понятно, откуда ноги растут и почему футболисты так неохотно идут на контакт с представителями СМИ. Была даже информация, что игроки устроили прессе бойкот, правда, позже сами футболисты ее опровергли…
— Могу вас заверить, что сборная точно никакого бойкота журналистам не объявляла и не собирается объявлять. А давать интервью или нет — личное дело каждого члена команды. Меня не просили об интервью, хотя если бы и попросили, особого желания общаться, честно говоря, в тот момент не было.
— Ну хоть когда-то оно появляется? Может, есть необходимость высказаться после победных матчей?
— После выигрыша можно и поделиться мнением, но когда проигрываем, мало кто нас поддерживает. Многие готовы разорвать сборную в клочья. Но мое мнение таково: если ты болельщик, то должен быть с командой до конца.
— Такая разобщенность мешает добиваться результата?
— Когда мы проигрываем, иные готовы зарыть команду в землю. Я считаю, эти люди не должны навязываться в друзья и аплодировать, когда мы побеждаем. Или ты вместе с командой во все времена, или нет.
— Еще одна свежая темная история, когда во время матча в Андорре болельщики сборной России закидывали наших игроков яблоками…
— Эти люди сидели на холме, человек пятнадцать, и решили покидаться. Наверное, им просто надоело смотреть футбол...
— Но вы же не думаете, что они специально приехали в такую даль, чтобы покидаться фруктами?
— Не знаю, а почему бы и нет? Некоторые болельщики хотят как-то показать себя. Они, наверное, решили проявить себя таким вот способом.
— А какие-то позитивные моменты, связанные с фанатами, можете вспомнить?
— Конечно! Подавляющее большинство болельщиков — нормальные адекватные люди, которые до конца нас поддерживают. Жаль, что разговоров и вопросов больше не о них, а о какой-то горстке хулиганов.
— Вы видите необходимость в том, чтобы как-то налаживать отношения с такими болельщиками? Может, пообщаться, пригласить на открытую тренировку?
— Я же не тренер, чтобы устраивать открытые тренировки. И потом, я уверен, все равно никто ничего не поймет, хоть домой их на чай пригласи.
— То есть ситуация безнадежная?
— Пока они сами не поймут, что неправы, — именно безнадежная. Объяснения здесь не помогут. Просто остальным болельщикам, которые нас поддерживают, нужно своим примером показывать, как себя вести, а не футболистам проводить разъяснительные беседы. Повторю, у нас в основном нормальные болельщики, которые даже после поражения от словаков нас подбадривали. Как говорится, болельщики до конца. А то, что было в Андорре, — единичный случай, и я надеюсь, что такое больше не повторится.
— Вы готовы выходить после матча в народ, общаться, раздавать автографы?
— Конечно, я к этому нормально отношусь. И потом, те люди, которые «отличились» в Андорре, вряд ли подойдут и скажут, мол, это мы кидались яблоками. А по-другому мы их никак не вычислим (смеется).
— Обстановка, которая сложилась вокруг сборной, мешает команде?
— У нас негатив связан только с тем, что случилось в Андорре и после проигрыша Словении, а так — все нормально. Сейчас начался новый этап, и я надеюсь, люди продолжат нас поддерживать, не отвернутся.
— Чем запомнился матч нашей команды со сборной Словакии? Вроде бы доминировали на поле, но результат получился не по игре.
— Сами себе привезли ненужный гол, а забить не смогли. Словаки, было видно, вышли играть на ничью. Моментов-то они не создавали, стояли все сзади. Забив нам этот гол, они еще глубже сели в защиту, и все, что им было надо, — удержать результат. А это легче сделать, чем забивать. Команда у них обученная, опытная и знает, как сохранить нужный счет.
— Игроки сборной, Зырянов и Акинфеев, на пресс-конференции перед матчем со словаками просили, чтобы их не ругали за отдельные поражения, а судили по результату всего отборочного цикла. Они выразили мнение всех футболистов сборной?
— Что значит ругать? Есть же определенная мера, но у нас ее как будто не существует. Обругать ведь могут за дело и без дела. Ты покажи, что неправильно, а то говорят, вот, мол, мертвые, плохие, и на этом разбор игры заканчивается. А чем плохие? Вы обоснуйте свою позицию. Люди даже не смотрели футбол, а все равно присоединяются к «критике».
— Зырянов говорил на пресс-конференции, что ему игра сборной России нравится, а вам?
— Мне кажется, мы неплохо смотрелись, но давайте не будем выяснять сейчас, нравится — не нравится. Главное — выиграть и выйти на чемпионат Европы. Если ребята говорят, что им игра нравится — значит, у нас хорошие перспективы удачно выступить в отборочном цикле чемпионата Европы. По-моему, мы нормально играем: были сильнее словаков в матче с ними, про Андорру я вообще не говорю. Если сами себе не будем привозить голы, то все получится.
Ударю в последнем туре
— Вы не так давно обещали, что зрители скоро увидят ваш пушечный удар. Для какого матча его приберегли?
— Как обычно, для последнего.
— У кого все-таки сильнее удар — у вас или у Сергея Игнашевича?
— Мы пока не измеряли.
— Тогда позвольте задать несколько вопросов о «Динамо». Миодраг Божович говорил, что команда будет бороться за место в первой пятерке. Как считаете, это реально?
— Все по силам, если хорошо выступить в ближайших трех-четырех турах… Да и вообще, если все оставшиеся матчи выиграть, можно даже к «Зениту» приблизиться. У нас в чемпионате этого года появилась какая-то традиция: все команды побеждают, затем проигрывают, поэтому и барахтаются туда-сюда… Любой клуб может подняться наверх, если будет стабильно побеждать.
— Но, по сути, кроме «Зенита» стабильности сейчас никому не хватает.
— Вот именно.
— У питерцев к 21-му туру в графе «поражения» числится комфортный ноль. Вас это не удивляет? Все-таки пройдены уже две трети чемпионата.
— Нет, не удивляет. Они молодцы. «Спартак» тоже в свое время, когда становился чемпионом, максимум одну встречу проигрывал.
— Кому питерский клуб может отдать три очка, если судить по игре?
— Да много кому. «Осеру» же проиграли. Значит, они не железные. Сейчас «Зенит» начнет выступать в Лиге Европы, и команде будет тяжело разрываться на два фронта, могут начаться спады. Поэтому говорить, что у них нет конкурентов, неверно. Конкуренты есть, это команды, которые находятся на втором, третьем местах. Поэтому, я думаю, в чемпионате еще не все ясно. Есть «Рубин» и ЦСКА, которые надеются занять первую строчку.
— При этом армейцы проигрывают «Локомотиву», который сейчас находится не в лучшем состоянии.
— «Железнодорожники» уже столько матчей подряд теряли очки, пора им была уже и выиграть, наконец. Это ведь не команда второй лиги. Если у них сложилась неудачная серия — это не значит, что они не умеют играть в футбол.
— Миодраг Божович не относится к тренерам-паникерам. Он всегда открыт, улыбчив. После Андрея Кобелева, который слыл более жестким наставником, дышится посвободнее?
— Нормально дышится. Я бы не сказал, что Андрей Николаевич был каким-то уж слишком жестким тренером. С ним тоже неплохо дышалось (смеется).
— Черногорский специалист — большой оригинал, постоянно что-то придумывает, шутит. А занятия у него более разнообразные, чем у Кобелева?
— Мне нравятся оба наставника, и тренировки у обоих интересные, со своей спецификой. Я не могу сказать, что кто-то чем-то сильнее. У всех есть свои плюсы и минусы. Оба отличные специалисты, и в этом они похожи, а различия? Я не знаю. Минусов не вижу, только плюсы.
— Сейчас у «Динамо» благоприятная полоса в том плане, что соперники на горизонте не самые сильные: «Терек», «Анжи»…Отдаете себе отчет в том, что именно этот отрезок является для вашей команды ключевым в концовке сезона?
— Естественно, я ведь уже об этом говорил. Ближайшие туры для нас многое будут значить. Но, с другой стороны, я бы не сказал, что тот же «Терек» — слабая команда. Просто раз на раз не приходится. С грозненцами, например, нам повезло в первом круге: Саша Самедов забил довольно курьезный гол. Надеемся, удача и дальше нас не оставит.
— Зато концовка чемпионата у «Динамо» может получиться трудной, учитывая соперников на финише. Готовы к нелегкой борьбе физически и морально?
— У нас остаются матчи со «Спартаком» и ЦСКА, но до них еще играть и играть, поэтому о завершении сезона еще рано говорить. Если сейчас начнем победную серию, то в концовке можем на эмоциях обыграть кого угодно. Главное, чтобы эмоции были положительными.
— Как считаете, у «Динамо» остается право на ошибку?
— Мы уже и так наошибались где можно и где нельзя, поэтому никаких осечек больше быть не должно. Мы постоянно пытаемся себя как-то подстегнуть, завестись после неудачных матчей — что после Томска, что после «Крыльев Советов». Стараемся, только вот не всегда получается.
— Недавно исполком РФС утвердил новую систему, по которой будет проходить чемпионат России — «осень-весна», как вы к этому относитесь?
— Мне как футболисту ничего не остается, кроме как выходить и играть. Осенью начинать чемпионат или весной — разницы нет.
— А вообще вы вникали в нюансы этого перехода?
— Знаю, что поначалу будет три круга. Но я такого нигде не видел, поэтому сначала нужно попробовать, а уже потом давать оценки.
— Вы готовы морально к тому, что летом теперь нужно будет ехать на достаточно продолжительные сборы, которые так не любят футболисты?
— Честно говоря, я думаю сейчас только о том, как мы доиграем этот сезон, а что будет дальше — дело другое. Но мне кажется, тяжелее не должно быть, все-таки мы проводим всего тридцать матчей в чемпионате, что тут тяжелого? Просто надо грамотно составить календарь.
P. S. В матче с подмосковным «Сатурном» Денис Колодин получил повреждение связок стопы. На момент подписания номера в печать точный диагноз и сроки восстановления известны не были. «Спорт» желает Денису скорейшего выздоровления.