• Делай как Месси

    1/2 финала. Голландия — Аргентина — 0:0, серия пенальти — 2:4

    11.07.14 00:42

    Делай как Месси - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В полуфинале тренер Голландии Луи ван Гал не смог поменять вратаря, как сделал это в предыдущем матче, и серия 11-метровых завершилась не в пользу «оранжевых». Во многом, потому, что никто, по словам ван Гала, не хотел бить первым.

    Об особенностях послематчевых пенальти рассуждают эксперты «Спорта День за Днем» — экс полузащитник сборной России Андрей Канчельскис, бывший голкипер юношеских сборных СССР и «Зенита» Юрий Окрошидзе и глава Объединения отечественных тренеров, экс тренер сборной России Михаил Гершкович.

    1. Что делать тренеру, если никто не вызывается начинать серию пенальти?

    Канчельскис: В каждой ситуации тренер должен реагировать на обстоятельства — смотреть на физическое и психологическое состояние игроков, реагировать на действия соперников. Но вообще, если это случается, тренер должен настроить на первый удар кого-то из лидеров. Причем выбирать надо только из атакующих игроков — они перед вратарем оказываются намного чаще других, поэтому обладают большей уверенностью.
    Впрочем, слова ван Гала меня не убеждают. Думаю, тренер голландцев лукавит. Серия пенальти не свалилась же на его команду неожиданно — это было предсказуемо. Значит, как минимум ориентировочно были назначены бьющие, наверняка определена очередность. И можно было отталкиваться от первоначального плана.

    Окрошидзе: В такой ситуации тренеру надо посоветоваться с игроками, получше понять их настрой на конкретный момент. Но желательно сделать все для того, чтобы серию открывал именно лидер. И Месси, и Роббен реализовали свои удары убедительно. Но если гол Месси позволил удачно начать серию, то нападающий сборной Голландии забил, когда его команда была уже в роли догоняющей.

    Гершкович: Со стороны дать рецепт невозможно. Каждый отрезок в любом матче уникален, и потому тренер принимает решение исходя их ситуации, чувствуя психологические особенности момента. Для первого удара нужны волевые, уравновешенные ребята. Тренеру надо только их найти — бывает, они инициативу по каким-то причинам не проявляют, но бить готовы.

    2. Лидерам команды, например Лионелю Месси, лучше бить первыми или в конце серии?

    Канчельскис: Единого рецепта нет. Удар ведущего игрока может оказаться важен и в начале серии, и во время развязки. Так получилось и с Месси. Он уверенно реализовал пенальти, чем задал положительный психологический фон всей серии для Аргентины. Партнеры Леонеля зарядились уверенностью и били без сомнений.

     

    Окрошидзе: В большинстве случаев лидеру лучше открывать серию. Удачный первый удар часто оказывает определяющее влияние на всю серию.

    Гершкович: И здесь догмы нет и быть не может. Все по ситуации — вплоть до психологического состояния игроков в конкретную минуту. Требуется от наставника и чутье, которое может подсказать, когда в большей степени необходимы опыт и мастерство ведущего игрока. Иногда его результативный удар может задать тон всей серии, а в другой раз станет решающим при ее завершении или когда промах будет означать поражение.

    3. Могло ли на вратаря сборной Голландии Силлессена негативно повлиять ощущение необходимости повторить успех Крула в матче с Коста-Рикой?

    Канчельскис: Сомневаюсь, что это на Силлессена могло повлиять. Они с Крулом делают общее дело, работают на результат команды, поэтому мысли вратаря были только о том, как отразить удар. Хотя, на мой взгляд, ван Гал напрасно не повторил ход, сделанный в матче с Коста-Рикой. Тогда неожиданный выход Крула сработал, мог помочь Голландии и в полуфинале.

    Окрошидзе: В данном случае неуместно говорить, что на Силлессена это повлияло, так как за всю карьеру он пока не взял ни одного пенальти. Но закономерности здесь искать не стоит — успех в серии пенальти зависит от стечения обстоятельств, которое предсказать невозможно. Что-то определяет и удача. Тем не менее, считаю, ван Галу стоило повторить четвертьфинальный трюк с заменой вратаря в конце дополнительного времени. Причем в большей степени это влияет на соперника. Появление нового голкипера может выбить из колеи — они уже привыкли к другому, и вдруг надо раздумывать, как бить этому, какие у него могут быть слабые места и особенности.

    Гершкович: Нет. Футбол хорош неповторимостью. Каждый матч и эпизод уникален и непохож на те, что были в предыдущих играх. Их подробности никакого влияния на то, что происходит потом, не оказывают — все решается в доли секунды. Поэтому предположение о том, что Силлессену помешали успешные действия его коллеги Крула, — надуманная тема. К тому же претензии Силлессену предъявить невозможно: аргентины были с «точки» безукоризненно.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»