Сразу четыре тренера дебютировали в премьер-лиге в сезоне-2009, и роднит их только этот очевидный факт. В остальном они настолько разные люди, что и специально не придумаешь.
Загадочный Зико
Зико — в определенном смысле фантом. Великий футболист, авторитетный аналитик, уважаемый в футбольном мире человек — да, конечно, никаких возражений. А тренер? Какой Зико тренер? Несколько лет профессиональной практики в Японии, Турции и Узбекистане — при всем уважении, не самая лучшая для 56-летнего человека рекомендация.
Житейская мудрость и богатый футбольный (не путать с тренерским) опыт подсказали Зико самую верную модель поведения в российском топ-клубе, куда он получил достаточно неожиданное приглашение: не ломать построенного, не влиять на сформировавшееся. Глубокие выводы пока неправомерны, но первые плоды работы бразильского тренера в ЦСКА именно в этом и состоят: он не сделал клубу ничего плохого. Это если говорить о позитиве. Зато в тот момент, когда игрой ЦСКА нужно было руководить (этот глагол направленного действия следует подчеркнуть), у Зико мало что получилось. Два подряд поражения, одно из которых поставило крест на европейских амбициях клуба, и бесцветная ничья в Перми заставили присмотреться к Зико повнимательнее.
Розовые очки, похоже, при взгляде на Зико Россия уже сняла.
Скромный Димитров
Из всей четверки дебютантов у Димитара Димитрова самый богатый (в количественном отношении) послужной список. Он, безусловно, может считаться состоявшимся специалистом. Другой вопрос, что термин «состоявшийся» совсем не означает успешности. Но «Амкар» славится как раз тем, что зовет на работу тренеров скромных, нетитулованных, приземленных — и растит их потихоньку в своих тайных оранжереях по неведомым методикам, доводя до вполне товарного вида. У свежепризванного Димитрова по большому счету один козырь: вполне достаточный опыт руководства средними по уровню мастерства, финансирования и мотивации командами. Как раз такими, как «Амкар», чемпион России по скромности. Их было уже восемь — семь на родине и одна в Саудовской Аравии (национальную сборную Болгарии в данном случае не считаем — это все-таки немножко другая футбольная епархия). Но то, что было раньше, России неинтересно. Зато ей точно известно: перед Димитровым стоит, если смотреть правде в глаза, невыполнимая задача — «Амкар» не должен быть хуже, чем в прошлом году.
Самая невыполнимая среди всех дебютантов.
Интересный Сарсания
Свернув с хорошо накатанной дороги (лучшего агента на постсоветском футбольном пространстве не было и нет), Константин Сарсания занялся совсем не своим, как казалось еще год назад, делом. Принято считать, что свежий, незамыленный взгляд на профессию — одновременно и козырь, и проблема для молодого специалиста. Ему ставят в упрек тот факт, что он до сих пор смотрит на футбол и футболистов глазами агента, а он и не спорит особо: совсем не факт, что глаза агента в той ситуации, в которой комплектовались нынче «Химки», — слабый инструмент. А придет другое время — глядишь, и глаза соответствующие появятся. Это ведь и в самом деле, если поразмыслить, серьезное преимущество: едва ли кто из тренеров премьер-лиги станет в будущем классным агентом, тогда как у Сарсания есть шансы стать классным тренером. Кто возьмется сегодня сказать, что это нереальный ход событий? За работой Сарсания наблюдать в любом случае интересно. Хотя бы по той причине, что он единственный из квартета новичков элиты, кто движется по футбольным просторам непроторенной дорожкой.
Куда она его заведет?
Гордый Овчинников
Главный тренер «Кубани» на фоне коллег-дебютантов выделяется прежде всего своей общепризнанной особостью. Он горд, независим и самодостаточен (или по крайней мере старается таким казаться). Он, выражаясь молодежным сленгом, крут. Что само по себе для тренера неплохо: умение поставить себя в коллективе с первых дней работы — одна из главных целей начинающего специалиста. Для Овчинникова это, вне всяких сомнений, не проблема. Тренерский его багаж на данный момент — давно озвученная мечта рано или поздно возглавить горячо любимый «Локомотив», отсутствие лицензии Pro и год работы помощником Юрия Семина в киевском «Динамо». Это и мало (по времени), и много (по знаниям). Причем киевский год если и изменил Овчинникова, то внутренне. Внешне он тот же, что был всегда: вот уже который год носит на голове «хвост», по-прежнему режет правду-матку в глаза всем и каждому, в обязательном порядке делает страшные глаза и раздувает ноздри в диалогах с недругами. С судьями, например. Все-таки, пожалуй, Овчинникову пора взрослеть. Пора меняться.
Может, для начала все-таки постричься?