• Давайте просто «не ждать» — и тогда дождемся

    10.04.10 15:16

    Автор: Спорт день за днём

    Федерация хоккея России после провала на Олимпийских играх в Ванкувере решилась на изменения в тренерском штабе. Он был расширен за счет Андрея Назарова, Валерия Брагина и Бориса Майорова. О целях этого шага рассуждают комментаторы «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и Денис Казанский.

    Системный шаг

    Мнение Дениса Казанского

    У замечательного писате­ля Дмитрия Горчева, который, к горю всей читающей России, буквально пару недель назад ушел из этого мира, есть замечательный рассказа «Енот и Папуас». Он начинается таким вот пассажем:

    «В данном конкретном пространстве существует несколько верных способов дождаться чего угодно. Из них лично мне известен только один — не ждать. Только не надо притворяться и косить глазом, тогда ничего не выйдет. Нужно просто не ждать, и оно полезет к вам изо всех щелей, с криком «А вот и я!».

    Не вздумайте в него вцепиться. Оно тут же, без всякого крика, просочится сквозь пальцы и уползет в те же щели. Лучше посмотрите на него с тоской и представьте, что оно останется с вами по гроб жизни.

    Оно останется, честное слово».

    Классик на то и классик, — а Горчев стал им еще при жизни, хотя всеобщее признание обычно запаздывает к таким личностям, — чтобы любым рассказом проникать в универсализм. Например, «не ждать» очень подходит к спорту, и к любой его частности. К хоккею вполне себе, после Ванкувера особенно. Не ждать от нашей команды победы — правильная вещь, хотя и другую плоскость надежды на результат можно не бояться демонстрировать. Тем более Быков и Захаркин показали, что могут учиться на собственных ошибках. Вообще-то, это удел не самых ярких с точки зрения ­ай‑кью ­субъектов общества, ведь для большинства есть ошибки чужие, на которые и надо смотреть, чтобы не выплывать в море без руля и без ветрил. Но в спорте общечеловеческие законы работают нечасто, так что надо бы было получить 1:7 от «кленовых листьев», чтобы задуматься, а так ли все в «нашей консерватории».

    Задумались. И поняли, что Быкову одного Захаркина, будь он всей «кровеносной системой организма», катастрофически не хватает. Да еще и увидели, как это все у людей делается: Хичкок на трибуне, слева Лемэр, справа Линди Рафф, а самому Бэбкоку хоть пляши — все равно плохо не получится.

    Вот и договорились для начала с Андреем Назаровым. Насколько я понимаю, пока речь идет о работе до чемпионата мира, так что «Трактору» просьба не беспокоится. Пусть он по морям и океанам покатается и увидит, кто пригодится команде на немецком Чемпионате мира. Причем работа-то у него сродни ювелирной. Видимо, без плей-офф останется совсем мало игроков с российским паспортом и среди них надо сделать такой выбор, чтобы не промахнуться. Каким бы добротным ни казался на экране телевизора тот же Артем Анисимов, увидеть его живьем и узнать, насколько «рейнджер» может пригодиться быково-захаркинской системе, было просто необходимо. Или тот же Артюхин, которого Назаров, по его же словам, уже начинает лоббировать. А Ковалев?

     

    ТВ-картинка не дает возможности узнать о его «оттавском» периоде, о том, как он защищается, как атакует. По словам Захаркина, у Назарова перед вояжем по Северной Америке уже был шорт-лист игроков. Вносить свои собственные соображения и личности ему вряд ли кто-то запретит. Это естественно. И от этой работы толк точно будет. Тем более, Назаров сам получает от такой работы удовольствие. По крайней мере, во всех его интервью сквозит такая тема. А это важно для сборной.

    Совсем недавно на «плюсовском» спортивном канале был замечательный выпуск программы «2:1»: коллеги Андронов и Шмурнов раньше специализировались только на футболистах, а теперь и до хоккея дошли. Гостем был Сергей Гимаев. Он заметил забавную вещь: пригласив в консультанты сборной  Бориса Александровича Майорова, БиЗ убивают двух зайцев: теперь у них есть солидный помощник и лоббист в ФХР, плюс главный критик тандема с ними «в одной  лодке». Мне выпала невероятная удача и честь работать в одной комнате с Борисом Александровичем и слышать его раскатистые ремарки по поводу сборной: и прошлогодней золотой, и этой, простите за грубое слово, олимпийской. Понятно, что я не имею права передавать кулуарные беседы, но, поверьте, Майорову есть чем помочь сборной. В его словах есть реальные знания, и это не то, что мы можем называть «олдскульной скукой» — это настоящие дельные замечания, связанные не только с тактической подготовкой команды, но и мотивировкой. Ее-то нам в Ванкувере и не хватило.

    БиЗ сделали значительный шаг вперед, который обязательно положительно повлияет на всю систему сборных. Даже если и не на этом чемпионате мира, то в перспективе — точно. Хотя почему не на этом? Давайте просто «не ждать» — и тогда дождемся.

    Немецкий штаб

    Мнение Юрия Розанова

    Любая дорога начинается с первого шага. Поэтому я не хочу говорить о том, что расширение штаба нашей хоккейной сборной — штука бесполезная. Она очень полезная — в перспективе. Упираться в грядущий чемпионат мира как в единственный «лакмус»,   в единственную возможность доказать, что «вот только так и надо» — вот это мне кажется неправильным. «Ну, так надо же когда-то начинать!» — скажут мне. «Конечно», — отвечу. Только не надо занимать выжидательную позицию касательно Быкова с Захаркиным, когда слова президента ФХР Третьяка: «Будут работать по крайней мере до чемпионата мира», — будто повисли в воздухе…

    Я могу только приветствовать появление хоть сколь-нибудь близко к сборной Бориса Майорова. Сам работаю с ним на «Плюсе» десяток лет. Аналитик, каких, может, и нет больше. Патриот. Дипломат. Мне, однако, непонятно, насколько «совещательным» будет его голос. Чего он будет касаться? Состава? Тактики? Нет, понимаю. Он комментирует до пяти матчей в неделю, много видит. Как никто умеет делать выводы. Но все равно не могу отделаться от ощущения, что степень его участия в подготовке сборной не пойдет дальше «совещательного голоса». А с ним так нельзя, по-моему… И нет в этом ничьей персональной вины, ни Быкова, ни Майорова, ни чьей-либо еще. Просто это, на мой взгляд, «недопроговорено», по всяком случае, публично. Значит, консультации будут кулуарными. Может, это и неплохо, если не упираться в конкретный турнир, который через месяц с небольшим начнется. Если там проиграем — кто виноват будет? Назначенного виноватым — снимут? Вы уверены, что полезная, не спорю, схема не будет сломана?..

    Андрей Назаров играл в НХЛ. Когда-то это было сочтено достаточным условием для того, чтобы предложить ему комментировать финал Кубка Стэнли на нашем канале. Не буду говорить о комментаторской стороне. Скажу о том, что ежесекундного погружения  в НХЛ-дела я тогда не услышал. Авторитет — да, есть. Знаком? Да, знаком. Но, как говорится, не вчера-сегодня, а вообще… Исправим дело? Можно. Только есть два варианта. Либо он этой работой занимается «на постоянке» и долго, отсматривая все, и значит, уже вообще не тренируя. Но тогда выплывут два вопроса. Первый: «А если он не сможет надолго отказаться от тренерства?». Второй: «Почему тренеры сборной совмещают и не отсматривают постоянно тамошних игроков, а другой человек этим занимается?». Хорошо, я соглашусь, что в этом нет криминала. И вы согласитесь. Сколько, однако, тех, кто все равно задаст подобные вопросы в случае непобеды в Германии? И не будет ли необходимость санкций в этом случае грозить самому факту дальнейшего использования «НХЛ-спеца», кто б им ни был?

    Брагин. Все то же самое. На уровне лозунгов — прекрасно. Обновлять кровь, смена поколений. Все правильно. Алгоритм взаимодействия тренеров главной и молодежной команд прописан на века? Или будет зависеть от того, кто будет руководить? А если мы в Германии не очень сыграем? А если молодежка Брагина (попавшая, напомню, в ­тяжелейшую группу на следующем чемпионате мира в Баффало) не привезет медалей?

    Я не против расширения штаба как такового. Я против того, что — вот расширили. По-моему, вопреки желанию Быкова и Захаркина: если бы они хотели такого расширения, оно бы давно произошло. Но я могу ошибаться. Люди же не только «встречаются —влюбляются — женятся». Они еще и меняются, и выводы из ошибок делают… Я против того, что это расширение происходит недостаточно публично. У нас же, если «публично», то это либо награда, либо казнь. А тут другое. Тут, знаете ли, схема важнее имен. Я хочу знать: это «на длинную»? Так ответьте мне! А то я продолжаю думать, что все это придумали после Ванкувера. Отчасти как «так уже работают везде». Отчасти как «самооборону». И забудут про это быстро.

    Тогда всякий штаб волен будет от этого отказаться в будущем. Вот это мне и не нравится: мы сейчас месяц поработаем — и поглядим… Нет, ребята. Месяц — это мало. Почему не написать о сроках, детально не обозначить зоны ответственности? В прессе почему не написать? Да, понимаю, что «это ж надо заниматься, а у нас плей-офф». Ну так не упирайтесь в чемпионат мира как в критерий оценки, потому что в этом случае времени для оценок все равно будет мало. Либо подписывайтесь «на длинную», либо я буду кривиться, считая при этом подобное расширение делом в принципе полезным. Не слишком ли многое у нас, однако, «в принципе»?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»