Первый тур иногда подразумевает такие матчи — нервные, когда взвинченность идет вовсе не на пользу. Битва идет не только за очки, но и за положительный эффект от хорошего старта в турнире, которого все ждут по осени, как годовой премии. Так получилось, что ЦСКА на данный период времени оказался готов хуже «Вольфсбурга». И в голове, и в ногах. Поэтому когда Дракслер открыл счет перед перерывом, показалось, что все так и закончится.
«Уралан», Калмыкия…
У ЦСКА был очень ответственный август, за который нужно было ответить всем на вопрос: слабо прорваться в Лигу чемпионов без нападающих? Мы-то еще не знали про фокус с Думбия. Да и то его голы «Спортингу» — пока лишь чистые эмоции. Передышки армейцы не получили, почти все, кто имеет прямейшее отношение к последним победам, отправились в сборные. После сборных пришлось — исходя из качества игры в Химках в целом, иного слова не подберешь — играть с «Зенитом», а уже на следующий Слуцкий всех увез в Вольфсбург.
Людям, конечно, свойственно всему искать объяснения, если не прямые, то косвенные. Вспомнился один матч, перед которым, кстати, впервые увидел живого Леонида Слуцкого. В начале мая 2003-го «Зенит» должен был играть в Элисте с «Ураланом», дубль которого тренировал Леонид Викторович. В Петербурге готовились праздновать 300 лет. На перекрытии улиц не остановились, на три, а то и четыре дня остановили работу аэропорта, чтобы не мешать прибытию иностранных делегаций. «Зенит» улетел в Элисту и просидел в калмыцких степях пять дней. Причем большую часть из них до игры. Вышел на поле вялым, отупевшим от жары и стадионной песни, навсегда врезавшейся в память: «Уралан, Калмыкия — желтая молния». Хозяева победили 1:0, питерцы атаковали, словно нечленораздельно мычали. Слуцкий ту игру, кстати, видел.
Вольфсбург, конечно, от Элисты отличается (не только отсутствием Сити-Чесс), да и след я, возможно, взял совершенно не тот. Но не исключено, что армейцам сейчас меньше всего следовало сидеть лишние сутки в нижнесаксонских пустошах, пусть предыдущие заблаговременные прилеты в Прагу и Лиссабон и оказались «фартовыми». Выдохлась команда. Желание играть есть, но где-то отошли контакты. Скамейка у ЦСКА длиннее не стала, собрать удачную смесь на сей раз не удалось. Она просто не загорелась. Возможно, требовалась просушка.
Дракслер стал Дзагоевым
Драматизировать проигрыш немцам бессмысленно. На самом деле, еще все впереди, здесь уже ЦСКА в первом туре проигрывал, а потом доходил до четвертьфинала Лиги чемпионов. С Леонидом Викторовичем. Портит атмосферу то, что поражение ЦСКА получилось каким-то дежурным, безнадежным, несущим навязчивое ощущение, что «Вольфсбург» и хотел больше, и мог больше. Дитер Хекинг выставил самую атакующую версию своего состава, но при этом не стал бросаться на танки, а ждал пространство. Уровень Крузе, Шюррле и Дракслера должен был обеспечить эффективное его использование. Риском выглядела идея оставить в опорной зоне одного Густаво, но и здесь Хекинг оказался прав — серьезного давления на нее ЦСКА так и не оказал.
Не прибавил в свежести вернувшийся из Израиля Натхо. Хекинг, словно предсказав его присутствие в составе, в первый раз в сезоне объединил Крузе и Дракслера, которые били по позиции «шестерки» изо всех орудий. Дракслер — легкий, техничный, практически всемогущий, Крузе — уникальный своим умением предвидеть развитие ситуации и всегда оказываться в зоне мяча. «Я не быстрый игрок, — говорил сам Макс недавно — Беру другим». Тем самым, что мы назвали.
Дракслер сыграл почти Дзагоева в сборной против Швеции. Сам Дзагоев старался быть самим собой, но уступил Юлиану. Слишком мало было у ЦСКА на поле тех, кто готов был сам делать разницу. Мусу удачно ловили, сбивая с разбега, Дзагоев — не восточный чародей, чтобы каждые два дня делать, как в Праге. Неприятно, что армейцы давали «Вольфсбургу» как угодно катать мяч весь второй тайм. Причина? В головах, а он нее, как известно, все идет к ногам. Немцы что, не давали бить? Давали. Вместо ударов у Тошича получались нежные шлепки. Не позволяли разыгрывать мяч? Для дорогих гостей — все, что угодно, но Еременко ошибался так часто, что заставил за себя переживать.
Хекинг не только выиграл — он за счет ЦСКА «разогнал» Шюррле, который, видимо, больше не может сидеть в запасе. Набрать форму «многомиллионник» сможет только через игры. В Москву он, вполне возможно, приедет в конце ноября совершенно в ином состоянии. А матч, похоже, будет решать многое.
Но топиться тут же, у подножья стадиона, прямо в Миттланд канале — глупо. Поражение вышло будничным, вялым и беспросветным, но то, что даже на его фоне выявились позитивные моменты, делает ЦСКА честь. Впечатляюще смотрелся Щенников, который не рассыпался ни перед Калиджури, ни перед Трешем. Георгий — продукт этого ЦСКА, которым клуб может гордиться. Сама же команда не превратилась в прах, не довела дело до унижения, когда пришло время штурма, а «Вольфсбург» перешел к контратакам. При таком-то составе и ни одного стопроцентного момента в финальной стадии! У Хекинга есть повод снова поругаться. А у нас — закончить обсуждать не самый выдающийся матч на светлой ноте. В качестве лекарства (возможно, несколько запоздалого) пожелаем армейцам забыть о футболе. Хотя бы на один день.