В январе нынешнего года в Петербурге с помпой отметили 100-летие Российского футбольного союза. На самом деле в 1912 году эта организация носила название Всероссийский футбольный союз (ВФС), а РФС, в новых исторических реалиях, появился 8 февраля 1992 года. Ровно 20 лет назад!
…Процесс, который запустил первый и последний президент СССР, пошел, и остановить его было невозможно. Впрочем, советский футбол де-юре разваливался раньше, чем страна. 15 февраля 1990 года учредительный съезд Федерации футбола Грузии запретил командам республики участвовать в союзных соревнованиях. Пример оказался заразителен. 11 марта 1990 года Верховный совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. Двумя днями раньше вильнюсский «Жальгирис» сыграл свой последний матч в «вышке» чемпионата СССР.
Ну а когда после августовского путча 1991-го начался парад суверенитетов, стало очевидно: дни всесоюзной империи Вячеслава Колоскова сочтены! Главный удар был нанесен из Киева. 13 декабря 1991 года Федерация футбола Украины начала новый отсчет времени — без надзора ведомства Колоскова.
А 25 декабря Союз окончательно приказал всем нам долго жить. Однако Вячеслав Иванович быстро сориентировался, преобразовав Федерацию футбола СССР в Ассоциацию федераций футбола независимых государств Содружества, разумеется, сам ее и возглавил. Так должен был появиться на свет открытый чемпионат СНГ: 22 команды, разбитые на две подгруппы. В одну из них определили «Зенит», который по спортивному принципу в 1991-м покинул первую (!) союзную лигу. Интересно, что питерцам предстояло играть с командами из Душанбе, Бишкека, Ферганы, Ашхабада, Баку и Тирасполя. Мягко говоря, молодым зенитовцам, как и представителям Первопрестольной, предстояло совершить вояж в горячие точки с риском для жизни…
«А оно нам надо?» — подумали первые лица «Спартака», «Динамо», «Торпедо», ЦСКА и «Локомотива». 1 февраля 1992 года вышел «меморандум» об отказе москвичей играть в опасные игрушки. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: без Москвы чемпионат СНГ обречен на смерть. А ведь к тому времени в Минюсте России была зарегистрирована Всероссийская ассоциация футбола Анзора Кавазашвили.
Ситуация для Вячеслава Ивановича напоминала тупик уважаемого Михаила Сергеевича Горбачева. Но как можно победить путч? Только его возглавить! 8 февраля 1992-го учредительная конференция Российского футбольного союза поддержала демарш московских клубов, а заодно открытым голосование избрала президента — 173 голоса за… Вячеслава Колоскова.