• Что сыграет Бах

    11.09.13 23:57

    Что сыграет Бах - фото

    Фото: EPA/VOSTOK-Photo

    Международный олимпийский комитет (МОК) был создан в 1894 году по инициативе барона Пьера де Кубертена. Барон доходчиво разъяснил, для чего, собственно, огород городить, то есть еще одну общественную организацию регистрировать в как специально для того и существующей Швейцарии. МОК призван был возродить Олимпийские игры. Барон де Кубертен слыл человеком очень искренним и доверчивым. Естественно, первым президентом МОК он… не стал.

    На первых выборах главы МОК победил Деметриус Викелас. Грек. Мама первого президента — одесситка. Даже странно было бы, если бы эта олимпийская сказка обошлась без «Жемчужины у моря». Вот папа — грек. У его родственников будущий президент часто гостил в… Таганроге.

    С легкой руки г-на Викеласа дело закрутилось, и его оседлали аристократы. Сначала МОК возглавил барон де Кубертен, затем барон де Блоне, граф де Байе-Латур…

    Одним словом, до лорда Майкла Морриса, 3-го барона Килланина МОК оставался организацией сугубо общественной. Источник финансирования — пожертвования частных лиц.

    С избытком хватало на оплату частых командировок сотрудников и аппарата МОК, предпочитающих останавливаться в апартаментах люкс дорогих пятизвездочных гостиниц.

    Так длилось до 1980 года, когда на конгрессе МОК Килланин передал полномочия маркизу Хуану Антонио Самаранчу.

    Седьмой президент МОК в отличие от своих предшественников аристократом по происхождению не был. Титул «маркиз» он получил в 1991 году за заслуги. И как-то принято считать, что именно Самаранч возродил олимпийское движение. Хотя Игры до его появления на посту успешно проводились 84 года. Носили долгое время подлинно любительский характер. Послевоенное появление Советского Союза на олимпийской сцене буквально спутало все карты. Ведь все наши олимпийцы числились студентами или инструкторами физкультуры, будучи профессионалами на деле. А когда за липой стоит не фальшивомонетчик-одиночка, не кустарь-лохотронщик, а мощное государ­ство — поди, докажи.

    Самаранч, избранный на свой пост в Москве перед Олимпиадой, и не пытался. Доказательства собирали… против него. Дело в том, что в молодости будущий маркиз стал франкистом, а затем активно сотрудничал с гитлеровцами. Ничего личного, чистый бизнес. Самаранч помогал немцам именно в сфере экономики. Ушел он с поста тоже в России, на конгрессе, в 2001 году, оставив МОК преуспевающим транснациональным концерном с ежегодной прибылью примерно в три миллиарда евро.

    Самаранч добился немалых успехов. Он заставлял обращаться к себе «ваше превосходительство», «господин президент». Демократические идеалы олимпизма росли пропорционально доходам. Рекламодатель командовал парадом там, где прежде не мог появиться. Программы Игр разрастались до полной утраты популярности. Потому что при Самаранче любой западный миллиардер, увлекшись каким-нибудь модным видом спорта, с поразительной легкостью добивался согласия маркиза на признание этого вида олимпийским. Борьба с допингом приносит миллиарды именно МОК, унося взамен привлекательность легкой и тяжелой атлетики, велоспорта…

    А вот сейчас Жака Рогге сменил спортсмен, олимпийский чемпион. Это вселяет надежду.

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»