Стычки и даже драки между игроками случаются в каждой профессиональной команде, если игроки обладают амбициями и стремлением побеждать. И в компетенции главного тренера занимать в подобных ситуациях верную позицию, для того чтобы эмоции футболистов шли во благо команде, а не наоборот. Увы, в «Зените» получилось совершенно наоборот. Недоразумение, случившееся в перерыве матча с ЦСКА (проигранного питерцами 1:3) между Ивицей Крижанацем и Вячеславом Малафеевым, могло пойти на пользу, но в итоге стало тем ружьем, которое, согласно законам драматургии, если висит на стене в первом акте, в третьем обязательно стреляет.
Жизнь показала, что Дик Адвокат все-таки полковник, а не генерал. Добротный, славный вояка, умеющий построить и повести солдат, но не являющийся тем, за кого можно лезть в огонь и воду. Наполеон, с которым упорно сравнивают Дика из-за сходства во внешности, был горазд на хитрые психологические приемы, и его за это обожали солдаты и слушались генералы, имевшие собственное мнение. При этом Бонапарта звали наоборот — Маленький капрал. Просто и искренне — в отличие от Генерала Дика.
Чудес мастерства психологии от Адвоката, в общем-то, и не ждали. Все и так знали, что Дик привык работать с готовыми игроками, и с трудом найдется футболист, который скажет открыто на весь мир, что его воспитал Дик Адвокат. Таких тренеров в Европе много, например, нынешний наставник сборной Голландии Берт ван Маарвейк. Принцип работы — создание схемы и тактических условий, в которые должны вписываться вверенные футболисты. Произвести замену в составе должно быть столь же легким делом, как вывинтить перегоревшую лампочку и ввинтить новую. Другое дело, что люди все-таки не лампочки…
В перерыве матча с ЦСКА Адвокат допустил грубый и непозволительный промах для тренера высокой квалификации — открыто взял сторону одного из участников конфликта, показав таким образом коллективу, что у него в команде есть любимчики. Вряд ли такая «услуга» нужна была Славе Малафееву и уж точно Томашу Губочану, который вдруг стал единственным возможным партнером Пюигренье в центре обороны. Словак — очень перспективный защитник, но в еврокубках за «Зенит» не играл. Но Адвокат «заменил лампочку» и бросил Губочана не в тихий пруд, а в бурное море. И пока словак, прежде из-за спины Крижанаца в «основе» появлявшийся редко, привыкал к новому уровню, он успел и в свои ворота забить (для статистики и самоощущения не так уж и важно, что у Томаша выбора особого не было), и ближе всех оказаться к Нистелрою в момент второго гола. Хорошо еще, что у Губочана оказались крепкие нервы, он не «поплыл», а доиграл до своей замены во втором тайме, унял дрожь в коленках и даже чужим воротам угрожал. Дай бог, что партнеры сделали все, чтобы новый игрок основного состава, столь грубо в него введенный, как можно быстрее обрел себя и успокоился — ему теперь играть до конца сезона. Ведь Адвокат не упадет на колени перед Крижанацем, верно? А Ломбертс, напоминаем, травмирован. Надеемся, что одним неловким движением Адвокат не «убил» сразу двух защитников. И что самое главное, не уронил моральный дух войска, разделив его на «белых» и «черных».