Федерация велосипедного спорта России обратилась в Международный союз велосипедистов (UCI) с просьбой передать олимпийскую лицензию, завоеванную сборной России в маунтинбайке, команде на треке. О своей возможной поездке в Пекин сама Гранковская рассказала в интервью корреспонденту «Спорта».
Беременность, роды, травма
— Для меня это вдвойне приятное известие. Мой муж Сергей Кучеров уже давно забронировал себе место на Олимпиаде в составе тройки из трех Сергеев (Кучеров — Борисов — Рубан) в командной спринтерской гонке. Теперь я очень рада за нас обоих. Время предолимпийской подготовки и самого олимпийского турнира мы уже собрались было проводить порознь, общаясь только по телефону. Я и не планировала отдыхать летом. Ведь надо готовиться и к следующему сезону.
— Почему вас не включили в число участников олимпийского турнира?
— Уже после Афин я родила дочку. И мало того что большую часть времени от спортивной карьеры у меня отняли беременность, роды и восстановление, так еще сначала вылез рецидив старой травмы (шестилетней давности) — из-за давних микротрещин в коленном суставе вырос хрящ, пришлось его удалять. А потом целый год меня мучила стрептококковая инфекция. В таком состоянии на международном уровне бороться невозможно. Да, на данный момент я набрала хорошую спортивную форму, но это у меня получилось довольно-таки поздно, и я просто не успела набрать достаточно баллов для завоевания олимпийской лицензии.
— Несмотря на то, что папа и мама у вас велосипедисты, вы до 15 лет занимались легкой атлетикой…
— Причем в своих возрастах много раз становилась чемпионкой и призером. Потом все-таки продолжила семейную традицию. По юношам выступала еще за сборную СССР, а после распада Союза — за Украину. Но потом гражданство поменять получилось довольно легко, потому что вышла замуж за россиянина.
— А ваша маленькая дочка уже начала проявлять какой-то интерес к спорту?
— Только самый меркантильный: если мама поехала на соревнования, значит заработает на «ням-ням». Алике сейчас всего два с половиной года. Но она на экране телевизора уже отличает в велоспорте мужчин от женщин. Всех велогонщиц называет мамами.
Мужчин больше, чем женщин
— В велоспорте людям не храбрым на профессиональном уровне делать нечего. Но на каком-то этапе чувство страха вам не мешало?
— Когда несешься на предельной скорости, а соперница перед тобой начинает метаться из стороны в сторону, становится не по себе. Но для нынешних ощущений слово «страх» не очень подходящее. Это чувство превозмогала постепенно. А на треке в Крылатском вираж мне показался таким крутым и высоким, что я боялась на него заезжать. Тренер заставлял, а я целый день плакала. Тем не менее вскоре заняла третье место на юношеском первенстве СССР.
— Так ведь в Крылатском деревянный настил, а на харьковском треке вообще бетон.
— На деревянное покрытие тоже не очень приятно падать. Помню, по всему телу в кожу вонзалось множество заноз. Но очень тяжелых падений удавалось избежать, к счастью.
— А вот как часто вам доводится «ключами греметь», а также заниматься более сложными ремонтными работами?
— Моя спортивная жизнь сложилась так, что мужчин рядом было больше, чем женщин. Если штатных механиков не хватало, то всегда помогали товарищи по команде. Но некоторым из моих соперниц приходится самим налаживать технику. Например, Симона Крупецкайте из Литвы руками работает не хуже, чем ногами.
— В газетах писали: «Раньше Гранковская и Наталья Цилинская из Белоруссии были лучшими подругами». Что у вас произошло?
— Никакой ссоры точно не было. Пока мы с Наташей работали у одного тренера, то больше времени проводили вместе, были общие интересы, хотя и выступали за разные сборные. Теперь и тренируемся порознь, и мужья-дети появились. Просто мало точек соприкосновения.
— В ближайшие годы у России прибавится медалей в велоспорте?
— Если построят новые велотреки, то обязательно. А то нам приходится проводить сборы то в Греции, то в Польше. Фаворитами на Пекин являются те страны, где созданы прекрасные условия как для профессионалов, так и для детского велоспорта — Великобритания, Австралия, Франция, Германия.
— На автомобиле вы так же лихо ездите, как на велосипеде?
— Вообще, какие-то навыки велосипедиста помогают на машине ездить быстро и круто, при этом избегать аварий. Тем не менее пару раз попадала в неприятные ситуации, и с тех пор езжу аккуратно.
Москва
Мнение
Александр Гусятников, президент Федерации велоспорта России:
— Мотив нашего официального обращения такой: вторая лицензия в женском маунтинбайке, при всем уважении к спортсменкам, с точки зрения командных интересов практически бесполезна. Пока за нашей титулованной Ириной Калентьевой все равно никого рядом нет. А вот на треке первой на листе ожидания стоит четырехкратная чемпионка мира в спринте Светлана Гранковская, набравшая в последние месяцы приличную форму. И если UCI даст 23 июля согласие на передачу лицензии, у нас появится претендентка на медаль.