Редко бывает, что в одном году человек отмечает несколько юбилеев. У знаменитого футболиста Александра Тенягина их нынче четыре. 60 лет назад его приняли в команду мастеров ленинградского «Динамо». 55 лет назад Тенягин участвовал в самом первом официальном матче сборной СССР на хельсинкской Олимпиаде. А 16 августа Александру Александровичу исполнилось 80. И ровно 60 из них он счастлив в браке с Валентиной Михайловной.
Медаль «За оборону Ленинграда»
Тенягин провел детство в Гатчине:
«До войны в свободное от уроков время я, конечно же, гонял мяч со сверстниками, и вроде бы неплохо. Получил приглашение на отбор в ленинградскую спортшколу. Помешала война».
В августе 1941-го, когда немцы подошли к Гатчине (тогда город назывался Красногвардейском), Саша с мамой перебрались в Ленинград. В блокаду Сашу удалось определить в военный госпиталь, размещавшийся в Инженерном замке, – помогать раненым и больным бойцам. Через полгода он стал сыном полка, точнее, воспитанником 36-го отдельного противотанкового артиллерийского батальона.
Саша был одним из первых юных помощников фронту, которых наградили медалями «За оборону Ленинграда».
«Кроме меня в госпитале трудились и другие ребята, – вспоминает Тенягин. – В редкие свободные часы мы играли в футбол возле Русского музея. На том месте, где сейчас стоит памятник Пушкину».
Дебют с тремя дуплетами
В освобожденном от блокады городе начала активно работать динамовская футбольная организация, которой руководил заслуженный мастер спорта Павел Васильевич Батырев. В его своеобразной спортшколе занимался Тенягин.
В конце 1946 года тренер Михаил Окунь уже знал, что в линии нападения «Динамо», где играли такие мастера, как Василий Лотков, Анатолий Викторов, Константин Сазонов, Александр Федоров, появится перспективный новичок по фамилии Тенягин. И молодой инсайд удачно дебютировал: в трех матчах чемпионата подряд – с минским «Динамо», московскими «Крыльями Советов» и ВВС – забил по два мяча!
В 1948-м вернувшийся из Киева и возглавивший «Динамо» Михаил Бутусов перевел Тенягина в среднюю линию, и тот стал эффективно ассистировать партнерам, среди которых позднее оказались возвратившиеся в родной город Евгений Архангельский и Петр Дементьев. Последнего Тенягин просто боготворил. Случалось Александру и забивать с передач Петра Тимофеевича. Так, в матче с грозным ЦДКА в июне 1950-го, когда на стадионе «Динамо» собралось 30 тысяч (!) зрителей, он свел встречу к ничьей (1:1) именно после паса кудесника мяча.
Разгромив «Зенит» (4:0), киевское «Динамо» и московский «Локомотив» (по 5:0), ленинградское «Динамо» заняло в чемпионате 1950 года восьмое место. Александр Тенягин считает тот сезон лучшим в своей карьере. Он забил немного – шесть мячей, но сколько отдал голевых передач!
В 1951-м Тенягина перевели в московское «Динамо». Столичные клубы активно готовились к первой в истории советского спорта Олимпиаде.
Олимпийская эпопея
В 1952-м чемпионат СССР из-за подготовки сборной к Олимпиаде был скомкан. Под разными наименованиями сборная (то под флагом сборной Москвы, то ЦДСА) играла контрольные матчи с солидными соперниками. В перечне неофициальных встреч фигурирует игра со сборной Чехословакии (2:1), в которой один из голов забил Тенягин.
Ему выпала честь быть участником самого первого официального матча сборной. В 1/16 финала Олимпиады 15 июля на стадионе городка Котка в дополнительное время сборная СССР переиграла команду Болгарии – 2:1. В следующем матче – с югославами – Тенягин не сыграл. О перипетиях этого противостояния, когда, уступая 1:5, советские футболисты добились благодаря хет-трику Всеволода Боброва ничьей 5:5, рассказано много. В переигровке наши уступили – 1:3. Последовали оргвыводы «за серьезный ущерб престижу советского спорта и советского государства». Были наказаны тренеры, расформирована команда ЦДСА. Сборную СССР следующий раз собрали в 1954-м, герой нашего повествования тогда опять играл в Ленинграде, вернувшись в «Динамо».
Капитан«Трудовых резервов»
Итоги чемпионата СССР 1953 года оказались для бело-голубых печальными. Старейшую команду города лишили, как сказали бы сегодня, профессионального статуса, а ее место в классе А отдали коллективу «Трудовые резервы». Большинство динамовцев во главе с капитаном Тенягиным перешли в этот клуб. Команда подобралась на загляденье – Алексей Колобов, Владимир Цветков, Герман Зонин, Антонин Сочнев, игравший в московском «Торпедо», а также юные Станислав Завидонов и Вадим Храповицкий. И дебютант элитного дивизиона преподнес сюрприз, заняв в чемпионате четвертое место, чего прежде не добивался ни один ленинградский клуб.
Завершил карьеру Тенягин в конце 1958-го, последний сезон провел в «Адмиралтейце». Окончив школу тренеров при Институте имени П. Ф. Лесгафта, Тенягин стал тренировать. Работал с заводскими командами, армейцами из СКА ЛенВО, с футболистами далекого Комсомольска-на-Амуре.
Сейчас заслуженный ветеран продолжает интересоваться футбольными событиями. На стадион, правда, выбирается редко, но трансляции не пропускает. О прошлом вспоминает только хорошее, всегда с особым чувством отзываясь о своем старшем друге и учителе Петре Тимофеевиче Дементьеве.
О юбиляре говорят
Николай Люкшинов,заслуженный тренер России:
– Футболиста Александра Тенягина отличали такие качества, как огромная работоспособность, отменная мастеровитость, умелое взаимодействие с партнерами. А также уверенность в себе, что немаловажно. Недаром его включили в состав первой в истории советского футбола сборной. Тенягин сделал очень много для ленинградского футбола.
Юрий Варламов,форвард «Зенита» и «Адмиралтейца»:
– Мастером спорта я стал, когда мне было 18. Тогда «Адмиралтеец» получил право выступать в классе А. Александр Александрович действовал, как сейчас принято говорить, «под нападающими». Снабжал форвардов великолепными передачами, был созидателем атак. Таких как Тенягин почти нет в нынешнем российском футболе.
Вадим Храповицкий, нападающий «Трудовых резервов» и «Зенита»:
– В одной команде с Тенягиным, в «Трудовых резервах», довелось сыграть только один сезон. Я многому научился у таких мастеров, как Тенягин, Сочнев, Колобов, Зонин. Подсказки старших, добрые советы – никакой дедовщины не было в команде, капитаном которой был Тенягин.