• Четыре вопроса

    24.05.12 14:51

    Четыре вопроса - фото

    Фото: сайт РФС

    Автор: Спорт день за днём

    На подготовку к первому матчу на Евро – с чехами во Вроцлаве – Дик Адвокат отвел 19 дней. Меньше трех недель. Этого времени, полагает тренер, должно хватить для того, чтобы привести футболистов в состояние относительно одинаковой, на максимально возможном высоком уровне, физической готовности. Только это позволит настаивать на реализации задуманных тактических вариантов, подготовленных голландским специалистом и его помощниками.

    Получится ли – речь о приведении к общему балансу функционального состояния?

    Этот вопрос входит в число других вопросов, ответы на которые мы получим в ходе предстоящего турнира. Выделил бы из них четыре. Три непосредственно связаны с Евро 12. Четвертый имеет отношение к следующему этапу жизни сборной России.

    Два вратаря

    Вячеслав Малафеев, бесспорно, провел лучший сезон в карьере: закрыл, после того как Игорь Акинфеев получил травму, ворота сборной в заключительных отборочных матчах чемпионата Европы; фактически вывел «Зенит» в весеннюю часть Лиги чемпионов, отыграв на ноль в Порту в матче, в котором российский чемпион выглядел слабо; внес заметный вклад в победу клуба в растянутом российском чемпионате.

    Означает ли это, что именно он станет в Польше – Украине первым номером сборной? Не уверен.

    Акинфеев, обладающий мощным бойцовским характером, вернулся после серьезной травмы в ворота ЦСКА так уверенно, будто и не были мы свидетелями его многомесячного отсутствия. Невозможно было обнаружить даже намека на нервозность капитана армейского клуба, хотя турнирные дела (равно как и обстановка в команде, вызванная постоянно уменьшавшимся коэффициентом веры в главного тренера) обстояли не самым лучшим, мягко говоря, образом.

    Акинфеев, как известно, провел большую часть отборочных матчей к Евро 12 – шесть, но у нас принято забывать все, что происходило на ранней стадии турнира, а во главу угла ставить события последние, такие, к примеру, как матч в Словакии. Да, на заключительной стадии отбора он, безусловно, превратился в ключевой, но стал бы он таковым, если бы не осенние – в 2010 году – победы в Дублине и Скопье, заметную роль в которых сыграл Акинфеев, в частности в Македонии, где он отразил пенальти?

    Выбор первого вратаря, ра¬зу¬меется, за Адвокатом. Футбол не хоккей – в очередь голкиперы, пусть даже и примерно равного класса, на чемпионатах мира и Европы не играют. От точности предстоящего выбора (дай-то бог, чтобы оба претендента на место в стартовом составе избежали травм в тренировочном процессе и контрольных матчах) в немалой степени будет зависеть продвижение команды по турниру.

    Дистанционное управление

    Мы, так получается, становимся свидетелями совершенно нового подхода к тренировочному процессу. До сего момента считалось, что тренер по физической подготовке должен работать непосредственно с командой, «в поле», как говорят разведчики и футбольные специалисты. Но Дик Адвокат сообщил, что «ставить физику» российским игрокам перед турниром будет его соотечественник Раймонд Верхейен, который тем же самым занимается в сборной Армении. Это означает, что занятия по физической подготовке в российской национальной команде будут проводиться с помощью дистанционного управления. В руках у Верхейена будет «пульт», с помощью которого он, пребывая в лагере сборной Армении, будет управлять игроками сборной России.

    Ничего, впрочем, удивительного в затее с виртуальным пребыванием Верхейена в тренерском штабе российской команды нет. Адвокат (как в свое время и Хиддинк) не баловал Россию посещениями даже в дни важных матчей с участием основных кандидатов в сборную. Такой подход к стране, предоставившей им хорошо оплачиваемую работу, видится голландским специалистам наиболее оптимальным.

    Решение Адвоката

    Заведомые объявления тренерами о предстоящем уходе после крупного турнира по большому счету ни на что не влияют. В сборных, регулярно меняющих тренеров, это происходит сплошь и рядом. Можно вспомнить, например, как весной 1990 года Валерий Лобановский объявил через прессу о том, что после чемпионата мира в Италии – при любом его исходе – он уйдет из сборной. «Мне советовали: не стоит делать этого, – говорил тренер. – Аргументировали тем, что преждевременная, “отложенная” отставка отрицательно скажется на психологическом состоянии футболистов, которые привыкли к нашим методам работы и не могли не думать о том, что их может ожидать в случае смены тренерского штаба. И все же я заранее сообщил об уходе. Во пер¬вых, по той причине, чтобы не было домыслов и кривотолков. Во вто¬рых, предварительное сообщение, на мой взгляд, наоборот должно подхлестнуть игроков, если они, конечно, доверяют тренеру и готовы к полному сотрудничеству. И, наконец, для себя я решил по завершении сезона непременно сменить обстановку».

    У Адвоката, представляется, ситуация несколько иная, по сравнению с той, что была у Лобановского. Голландец никуда не собирался уходить. Он был уверен, что до конца апреля нынешнего года ему, не забывавшему о формуле «два плюс два», удастся подписать новый контракт с РФС на ближайший цикл – до чемпионата мира 2014 года. Адвоката устраивали финансовые условия – лучших ему уже нигде не предложат. Но в РФС – то ли Сергей Фурсенко сделал это сам, то ли кто-то со стороны вмешался – решили дождаться завершения Евро 12 и только после завершения чемпионата сесть с Адвокатом за стол переговоров (или, в зависимости от результата, не садиться). Голландца такая постановка вопроса не устроила. Он считает, что она применима к начинающему, нигде еще не проявившему себя специалисту, но никак не к топ-тре¬не¬ру, каковым Адвокат себя видит.

    Подхлестнет ли решение Адвоката игроков?

    Для ряда футболистов сборной турнир в Польше – Украине станет, в силу возраста, от которого не спрятаться, последним крупным турниром в карьере. Вряд ли они захотят завершать ее в роли фигурантов известного высказывания Константина Зырянова. Молодым же игрокам сам бог велел выкладываться по полной программе на глазах следующего тренера сборной России.

    Время Газзаева

    Очень похоже на то, что следующим тренером российской коман¬ды станет 57 летний Валерий Газзаев. В том, разумеется, случае, если победят сторонники линии привлечения в сборную страны своего специалиста, а они, судя по ряду консультаций и встреч, уже проведенных заинтересованными сторонами, побеждают.

    Газзаев, на мой взгляд, самый разумный вариант. У него немало козырей на руках. Он отдохнул от тренерской работы, а мы помним, что произошло с ЦСКА, когда в него после отдыха вернулся Газзаев. Нынешний президент «Алании» в состоянии выстроить структуру института всех сборных страны. Его авторитет и знание происходящего в российском футболе позволит Газзаеву реально, а не на словах (их громким произнесением славятся иностранные тренеры), заниматься ключевыми вопросами развития футбола в стране. Он хорошо представляет себе, кто уже сейчас в состоянии занять освобождающиеся места в составе сборной, а кто способен сделать это завтра. Для Газзаева, не сомневаюсь, не составит никакого труда постоянно контактировать творчески с коллегами из клубов.

    И если остановятся на кандидатуре Газзаева, то, конечно же, наиболее логичным будет выглядеть не типовой контракт на ближайший отборочный цикл, а хорошо продуманный – на период до домашнего чемпионата мира 2018 года.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»