Как сборную нашу многострадальную ни критикуй, а все равно мы на нее надеемся. Нелегкая болельщицкая доля. Можно, конечно, позавидовать болельщику, скажем, бразильскому или немецкому. Но не стоит. И не потому даже, что еще совсем недавно можно было позавидовать тифози, а нынче они в тоске и печали, вон с горя Роберто Манчини позвали итальянскую сборную «Скуадра адзурра» к жизни возвращать. Завидовать вообще ни к чему, не конструктивно. Лучше сохранять чувство юмора, как главный тренер сборной России Станислав Черчесов, с усмешкой пожелавший себе самому тех проблем и забот, которые тревожат Роберто Мартинеса, коллегу из сборной Бельгии.
Последний сбор — он трудный самый?
В боевом настроении Черчесов. А у него начинается последний сбор, на котором что-то еще можно подтянуть, подправить, наиграть. Пользуясь излюбленной терминологией незабвенного Леонида Ильича Брежнева, — определяющий сбор. А может быть, даже и решающий. Хотя решающий характер носит, наверное, та огромная работа, что проделана была Станиславом Саламовичем и его штабом за минувшие два года.
До чемпионата мира остается уже меньше месяца. А сбор в Австрии — вот сейчас, в мае, возле до боли знакомого Черчесову Тироля, ворота одноименного клуба из этого города главный тренер сборной уверенно защищал шесть лет.
Наверное, главная забота наставника — потери тех футболистов, на которых он рассчитывал, которых наигрывал два года. Преимущественно из-за травм. Но и не только. Травмы, увы, часть футбола, сколь цинично бы это ни звучало. И футболисты, из-за повреждений пропускающие чемпионат мира, есть, наверное, в каждой команде. У нас, объективности ради признаем, их побольше. И уж точно у нас выбор игроков на замену победнее, чем в тех странах, что в верхней части рейтинг-листа ФИФА, а не на 66-м месте, как Россия. Но в нашей сборной есть потери, повторю, и с травмами не связанные. Давайте по линиям.
Начнет ли дублер действовать?
Вратарская вроде бы не должна вызывать у Черчесова головной боли. Есть Игорь Акинфеев, и этим на первый взгляд все сказано. Тем более давно он уже не проводил сезон на столь звездном уровне. Но Игорь в ЦСКА вообще играет получше, чем в сборной, там он вне критики, и эта атмосфера, видимо, ему благоприятствует. Не буду посыпать раны солью и перечислять довольно, увы, многочисленные подробности, но действия нашего опытнейшего 32-летнего вратаря на чемпионате мира в Бразилии в памяти накрепко. Да и на Евро-2016 во Франции он не выручил. А ведь голкиперы тоже люди, могут и травму получить, и красную карточку, как Сергей Овчинников на первенстве континента в Португалии в 2004-м, когда Вячеслав Малафеев со скамейки был брошен в самое пекло и не подвел. А что у нас нынче творится за широкой спиной Акинфеева?
Кому из вратарей РФПЛ сложнее всего забить?
Совершенно очевидно, что в нынешнем сезоне дублером армейца в сборной Черчесов видел одаренного, уверенного в себе (что для вратаря особенно важно) зенитовца Андрея Лунева… до первой его травмы, увеличившей шансы спартаковца Александра Селихова. Питерец восстановился, заиграл и вновь получил повреждение. А вслед за ним и скомкавший концовку сезона, не выдержавший нервотрепку в стане красно-белых Селихов. Упертый зенитовец вновь подлечился, он в заявке, но игровой практики давненько не имел, это тревожно. Поэтому ставка Черчесова на Владимира Габулова как на второго вратаря вполне понятна и оправданна. Для дублера главное — опыт (а его у нашего «бельгийца» хоть отбавляй), позволяющий держать себя в форме, не играя, и быть готовым в любую минуту занять место в «рамке» и не подвести. Вряд ли в этой роли Черчесов видит Сослана Джанаева, который в «Рубине» так не блистал, как в «Ростове». Казанец будет конкурировать с Луневым за попадание на чемпионат третьим вратарем.
Бомба по имени Игнашевич
Оборона — неизлечимая в данный момент головная боль Черчесова, как и любого другого специалиста, окажись он у руля сборной. Центральных защитников (даже не касаясь пока их профессиональных качеств) с российским паспортом у нас катастрофически мало, даже с учетом «репатрианта» Романа Нойштедтера. В обороне у нас трое «новых русских» (еще Марио Фернандес и Константин Рауш), и это не случайно. Динамовца Черчесов предпочел Дмитрию Комбарову. То есть предпочел надежность и четкость в исполнении непосредственных обязанностей авантюрным набегам к чужим воротам (бросание зоны своей ответственности) во имя не всегда адресных навесов. Рауш адаптировался в «Динамо» не сразу, но честь и хвала Дмитрию Хохлову, тренер поверил в него, проявил терпение, вписал в командную игру, и Константин очень быстро стал одним из лидеров коллектива, во многом благодаря которому бело-голубые из зоны вылета взобрались на вполне достойное восьмое место.
Игнашевич плюс четыре. Ветеран ЦСКА в сравнении с другими центральными защитниками сборной России
Приглашение ветерана Сергея Игнашевича вместо травмировавшегося Руслана Камболова буквально взорвало футбольную общественность страны. Самые ярые критики этого выбора, обвиняя тренера сборной во всех грехах, одного лишь не смогли сделать: указать альтернативную кандидатуру. Попутно замечу, что и 28-летний казанец-то доверием тренерского штаба не пользовался и игрового времени практически не получал. Да, армейцу 38, о чем, смею предположить, Черчесов осведомлен. И это сказывается, разумеется, в молодости он выглядел получше. Но и сегодня точен в выборе позиции, руководит обороной ЦСКА, а она в чемпионате пропускала лишь 23 раза. Еще раз напомню о нашей катастрофической кадровой бедности на этой позиции. По-моему, выбор тренера вполне объясним, особенно если еще и учесть профессионализм ветерана: Игнашевич явно не согласился бы принять это приглашение, не чувствуй он себя готовым.
Без Глушакова, но с большим оптимизмом
Месседж для Глушакова. Как капитан «Спартака» потерял место в сборной России
Пожалуй, самое резонансное решение тренера, связанное с полузащитой, — отказ от услуг Дениса Глушакова, которому он доверял, которого наигрывал. За последние два года я не раз писал, что мне очень импонирует то, как Черчесов держит руку на пульсе нашего футбола, посещая по несколько матчей каждого тура и оперативно реагируя на все изменения в действиях потенциальных кандидатов. Так появилось в сборной немало новобранцев, без которых сложно представить сегодня команду. Так футболисты и теряли места в ней. Ну а ситуацию с Глушаковым на финише чемпионата вы и сами видели. Денис уж очень далек от оптимальных кондиций, в том числе и психологических, за оставшееся время, очевидно, не подтянуть. Тем более что середина поля, вероятно, вызывает наименьшее беспокойство у тренерского штаба, тут у нас довольно много одаренной молодежи, выбор неплох.
Кстати, об оперативной реакции Станислава: вот и еще один новобранец, заслуживший своей игрой доверие: Александр Ташаев. Ну а Антон и Алексей (заявленный нападающим) Миранчуки, Роман Зобнин, Александр Головин, Далер Кузяев — наша надежда, вероятно, не только на ближайшем мундиале. «Хрустальность» Алана Дзагоева вошла в поговорку, но тренеры в него верят. А вот испытанный боец Юрий Жирков точно не подведет. Наверное, не подвел бы и Игорь Денисов, нельзя же умолчать об этой еще одной очень шумной истории. Игра хавбека не свободна от серьезных недостатков, опорный полузащитник, не обладающий умением острым пасом начать атаку, по стилю не вполне подходит для той игры, которую ставит Черчесов. А еще он создает коллектив, команду, что в современном футболе едва ли не самое сложное занятие. И обладает правом на свои приоритеты.
Рубите окно в Европу!
Форвардов мало, но среди них есть «козырные», результативные. Федору Смолову и Артему Дзюбе пора доказывать свой международный уровень, тем более оба очень амбициозные футболисты. Краснодарец только и твердит что о своем желании поиграть в топовом европейском чемпионате, да еще и в серьезном клубе. Дело-то пустяковое: побольше забить за сборную на мундиале, и отбоя от приглашений не будет, да таких, что и Сергей Галицкий возражать не станет. В линии нападения ведь тоже очень громкий камбэк: Дзюба. И вновь все по делу: игра Артема за «Арсенал», его голы и результативные передачи, запредельная самоотдача (не только в нашумевшем матче с «Зенитом») — весомые аргументы, на которые просто не мог не обратить внимания Черчесов.
Которому предстоит в Австрии последняя примерка. Подгонка. Штришки. Но это очень важно. Главное, чтобы костюмчик сидел.