Вот ведь в чем беда. Никто не чтит вторых и третьих. Не говоря уже о четвертых или пятых. У меня самого есть серебряная медаль по фехтованию. Глядя на нее знакомая (она же на тот момент любимая) девушка в спортлагере заметила:
— Не люблю вечно вторых.
И предпочла, как нетрудно догадаться, вечно первых.
А ведь наши в Пекине по серебру совсем даже ничего. Почти первые. То есть, в принципе, вторые или третьи, которых не чтут.
И ничего удивительного. Ведь Олимпийские игры в древности задумывались как некая замена войны. Разве что с меньшим смертоубийством. А что такое второе место на войне? Мы, знаете ли, воевали, и заняли второе место. Так вы проиграли, братцы. С вас аннексии и контрибуции. А если вы четвертые — так вас, может, совсем больше нет.
Но у России есть оправдание. Три золота — и все в греко-римской борьбе. Назир Манкиев, Ислам-Бек Альбиев, Асланбек Хуштов. Всем виват. Но найти этому спортивное оправдание я не в силах. Только такое. Греко-римская борьба раньше называлась классической. А все мы очень любим классику. Только не всегда знаем, что это такое. Один мой друг поступил на классическое отделение филфака. Он был уверен, что будет изучать Толстого и Достоевского. А ему сунули Эсхила и Овидия. Его изумлению не было предела. А вот парни с Кавказа твердо знают свое дело. Спасибо им за это.