Прошедший в Петербурге чемпионат России принес городу золото. Победительницей в весовой категории до 63 кг стала Пари Суракатова. В финале она победила чемпионку страны 2005 года Веру Коваль всего за 16 секунд. В интервью «Спорту День за Днем» Пари рассказала, как прошел турнир, с чего началось ее увлечение дзюдо и почему все родственники, кроме папы, были против него.
Думала, в финале придется труднее
— Как проходил для вас турнир?
— Изначально я думала, что будет очень тяжело. Но получилось так, что по крайней мере его финальная часть прошла легко. А вот начало выдалось трудным. Было пять встреч перед финалом, и все они продлились по пять минут.
— С чем, по-вашему, это было связано? Со всеми сильными соперницами сразились вначале?
— Нет. Просто мне всегда тяжело настраиваться на первые встречи. Самое главное — пересилить стартовое волнение, а дальше уже все идет нормально.
— В финале вы одолели соперницу за 16 секунд. Действительно ли было так просто?
— Да, вышло все быстро и легко. Если честно, не ожидала такого. Думала, придется побороться, попотеть. Настраивалась на все пять минут. Но это же дзюдо, здесь все непредсказуемо. Поймала момент, получилось удачно.
— Вы раньше встречались с Верой Коваль, которую победили в финале?
— Нет.
— Тот факт, что она является чемпионкой России 2005 года, не вызывал у вас какой-то дрожи или волнения?
— Об этом не думала. Как это обычно бывает, немного волновалась перед встречей, но из-за того, что она уже выигрывала чемпионат, точно не переживала.
На Кубке Европы рассчитываю на призы
— Считаете ли вы эту золотую медаль своим высшим достижением?
— По взрослым соревнованиям — да, я впервые выиграла чемпионат России. А в юниорских турнирах я уже неоднократно побеждала, в том числе и в России. На молодежном чемпионате Европы даже становилась третьей.
— Уже отвели почетное место в своей коллекции под новую медаль?
— Нет.
— У вас есть какой-то музей, где вы храните все свои награды?
— Есть, но только дома, в Дагестане. Но пока я медаль туда не отправляла. Вот как отправлю, ей там место и подберут.
— Какие цели ставите перед собой теперь?
— Сейчас у нас будет в Петербурге Кубок Европы, потом пройдет чемпионат Европы. Пока готовлю себя к этим соревнованиям.
— На Всемирных играх боевых искусств не планируете выступить?
— Нет, меня не заявили.
— На Кубке Европы на что рассчитываете?
— Рассчитываю быть в призах.
— Как думаете, соперницы на вас теперь по-другому будут настраиваться?
— Трудно сказать. Поживем — увидим.
В Дагестане выбор один
— Этот год пока складывается для вас очень удачно. С чем это связано: что-то изменилось в вашей подготовке или так сложились обстоятельства?
— Конечно, произошли изменения в подготовке. Мы много тренируемся, играем даже в футбол на тренировках. Много занимаюсь с личным тренером.
— Расскажите о том, как вы пришли в дзюдо...
— Я начала тренироваться в Дагестане. Там живу вместе с родителями. Я в детстве хотела чем-то заниматься. Попросила папу меня куда-нибудь отправить, и он меня записал в дзюдо. Там я тренировалась у местного тренера десять лет, а потом переехала к Михаилу Анатольевичу Рахлину (главный тренер сборных команд Петербурга. — «Спорт День за Днем»).
— Повлиял ли на выбор дзюдо тот факт, что Владимир Путин тоже им занимается?
— Мне очень приятно, что он тоже занимается дзюдо, но я выбирала не по этому принципу. Просто мой папа сам бывший дзюдоист и самбист.
— В других видах спорта пробовали себя?
— Нет, но мне очень хотелось заниматься гимнастикой. К сожалению, этот вид спорта в Дагестане не развит, поэтому вариант был только один — дзюдо.
— Потом уже не думали сменить вид спорта?
— Нет, сейчас для меня дзюдо — главное и самое любимое занятие в жизни.
К девочкам относятся менее уважительно
— Расскажите немного о том месте, где вы родились и стали заниматься дзюдо...
— Ну что я могу рассказать… Там очень уважают спортсменов, но в основном это касается ребят. К девочкам относятся не так. Изначально, когда я только начала заниматься, окружающие вообще не понимали, зачем мне это нужно. Даже мама и родственники были против. Меня поддерживал только папа. Но потом все привыкли. Все-таки это лучше, чем слоняться по улицам. Потом пошли первые результаты, с каждым годом они становились все лучше и лучше.
— А где именно вы живете в Дагестане?
— В Махачкале.
— Как же так произошло, что вы перебрались в Петербург?
— В какой-то момент я поняла, что мой бывший тренер в Дагестане уже дала мне все, что могла дать. У Михаила Анатольевича больше опыта и знаний для работы со взрослыми спортсменами высокого уровня. Как только я поняла, что, оставшись дома, не смогу развиваться дальше, решила переехать в Петербург.
— Первый тренер обиделся на ваше решение?
— Наверное, да. Но расстались мы хорошо. До сих пор поддерживаем отношения.
Равноправие меня устраивает
— Замечаете ли вы в Петербурге какое-то особенное отношение к дзюдо?
— Да, есть такое. Но больше всего мне нравится другое. Здесь хорошо относятся ко всем спортсменам, в том числе и к женщинам. В Дагестане такого не было. Там в первую очередь внимание уделяется ребятам — сначала мальчики, а потом девочки. А тут ко всем одинаковое отношение. Получается самое настоящее равноправие. Меня это очень устраивает.
— Довольны ли вы условиями для тренировок?
— Да, мне тут все очень нравится. И то, как нас тренирует Михаил Анатольевич, и его отношение к нам.
— Появилось ли у вас уже любимое место в городе?
— Пока нет. Я постоянно нахожусь то на сборах, то на выездах. В город приезжаем максимум на пару дней, а потом — снова на сборы или соревнования.
— У вас необычное имя, что оно означает?
— Если честно, я не знаю. И даже не интересовалась. У нас в Дагестане оно не такое уж и редкое.