Кто-то начинает сезон с выступления на этапе Гран-при, а Елизавета Туктамышева выбрала питерский «Мемориал Панина-Коломенкина». Свои программы она исполнила уверенно, без помарок: судьи оценили прокаты в 208 баллов, которых могло хватить для медали чемпионата Европы. От сезона к сезону ученица Алексея Мишина «впадает в крайности»: после неудачного олимпийского года Туктамышева триумфально собрала все титулы, а затем снова целый сезон не могла справиться с собой. 19-летняя миниатюрная фигуристка рассказала корреспонденту «Спорта День за Днем» о строгом отношении к себе и назвала свой единственный прокат, которым удовлетворена.
Клеопатра меня вдохновляет
— Произвольная программа этого сезона у вас страстная, даже огненная. Расскажите про нее.
— Ее поставил канадец Эммануэль Сандю, но задумка моя. Я предлагала год назад музыку из американского фильма 60-х годов «Клеопатра». Тогда Алексей Николаевич отнесся к ней как-то скептически. Но в этом году сказал, что эта композиция все-таки может мне подойти. Сразу решили, что если тренер согласен, то мы будем ставить эту программу.
— Вместе с этой музыкой в голове был и образ?
— Клеопатра меня вдохновляет. Я очень хотела показать именно этот образ. Мне больше нравится даже не музыка, а сам замысел программы, ее стиль. А в короткой программе у меня, напротив, нежный образ (Туктамышева представила новую короткую программу под музыку Вольфганга Моцарта — «Спорт День за Днем»). Мне нравится, что они такие разные.
— Какие у вас цели на новый сезон?
— Так же спокойно, как на этом турнире, выходить и показывать свою программу. Мы с тренером пока не ставим какие-то цели на чемпионаты Европы и мира. Одна из главных задач — хорошо откатать на чемпионате России.
— Вы всегда стремитесь не к результату, а к хорошему прокату. Вершина карьеры по результату — олимпийское золото, а у Вас она какая, по прокату?
— В жизни у меня был только однажды такой прокат, которым я была удовлетворена. Это Чемпионат Европы-2015, который я выиграла. Тогда очень чистенько откатала. Даже сейчас, при чистом прокате у меня не было чувства удовлетворенности. Если честно, не знаю, как мне нужно откатать, чтобы быть довольной собой. После одного приемлемого для тебя проката планка становится еще выше. Я очень серьезно отношусь к себе.
— Еще одна ваша постоянная установка «спокойно показать свое». В чем для вас источник спокойствия?
— Я его никак не могу найти. Хочется, конечно, держать баланс между нужным адреналином и волнением, которое может выбивать из колеи. Полностью расслабляться нельзя. Нужна энергия волнения для помощи в прыжках. Как успокаиваться, я не знаю, но стараюсь не загоняться, потому что иногда бывают моменты, что прямо до тошноты волнуюсь.
— После неудачного олимпийского сезона вы работали с психологом. Какой главный урок извлекли?
— Получать удовольствие от того, что ты делаешь.
— А главный урок, усвоенный от вашего великого тренера?
— Делать свое и не гнаться за местом.
Медведева пока непобедима
— Творческая составляющая в фигурном катании помогает не уставать от монотонности тренировок?
— Это зависит от тренера и того, как он преподносит свои занятия. Есть те, кто заставляют каждый день делать одно и то же: катай, накатывай, делай, прыгай. Есть те, кто каждый раз подстраиваются под тебя. Если ты плохо чувствуешь себя, неважно прыгаешь, то можно переключиться и поработать над шагами, искать что-то новое.
— А как у вас?
— Мне повезло: в нашей команде используется второй вариант. Мне не надоедает кататься. Фигурное катание — это творчество. Если воспринимать его просто как спорт, то ничего хорошего не получится. Нужно вкладывать душу и делать движения, которые идут изнутри. Мой хореограф учит меня: «Пробуй сама, делай, как чувствуешь, твои естественные движения будут лучшими».
— В стартовых протоколах появляется все больше девушек нулевых годов рождения. Не чувствуете себя дамой в возрасте в такой компании?
— Непривычно, если честно. Я еще себя помню в таком возрасте. Как-то очень быстро пролетели эти 3-4 года, когда я была маленькой (улыбается). Сейчас уже на меня смотрят снизу вверх, здороваются, на «Вы» обращаются. Ничего против не имею, молодежь должна подстегивать, иначе фигурное катание не будет прогрессировать. Соперницы моложе тебя — один из тех нюансов, который будет всегда. С этим нужно смириться и работать над собой, чтобы выигрывать у молодых, легких, не сильно задумывающихся о происходящем девочках.
— С возрастом тяжести становится больше в теле или в голове?
— В голове, конечно. На тренировках все получается, я свыклась со своим телом, мне комфортно. У меня психологический фон очень интересный. Люблю делать из мухи слона, все глобально воспринимать.
В детстве пара раз крутила четверной
— У вас есть принципиальные соперницы на льду?
— В сборной России есть сейчас один лидер — Евгения Медведева (действующая чемпионка мира и Европы — «Спорт День за Днем»). Она пока что непобедима. Вообще много сильных соперниц, одну не могу выделить.
— Сборную России как-то коснулись допинговые скандалы?
— Я это не чувствую. Просто делаю свою работу. Конечно, как спортсменка, я всем сердцем переживала за наших отстраненных олимпийцев. Вообще не понимала, как можно смириться с таким вердиктом. Это страшно, неправильно и нечестно.
— Вы не раз говорили о четверном прыжке. Пробуете его?
— Надо сначала хотя бы восстановить тройной аксель. Пока мы сосредоточились на чистоте исполнения программы. В детстве я пару раз крутила четверной, хотя и падала. Поэтому думаю, что все возможно. Хотя вообще четверной прыжок — это тяжело для женского организма.
— Как вам в Петербурге? Чувствуете его своим городом?
— Конечно! Куда-то переезжать совсем не хочу. Я благодарна судьбе, что меня занесло именно в Петербург, а не в Москву. Мне здесь очень нравится. Еще бы солнце было здесь, было бы совсем прекрасно.
Результаты
Мемориал Панина-Коломенкина (Санкт-Петербург, Россия)
Женщины. 1. Туктамышева (Санкт-Петербург) — 208,51; 2. Рябова (Москва) — 178,78; 3. Соловьева (Санкт-Петербург) — 171,45.
Мужчины. 1. Коляда — 281,24; 2. Петров — 257,10; 3. Алиев (все — Санкт-Петербург) — 240,01
Пары. 1. Мишина/Мирзоев (Санкт-Петербург) — 181,27; 2. Чернышова/Акулов (Саранск) — 139,83; 3. Кавагути/Смирнов (Санкт-Петербург) — не выступали в произвольной программе.
Танцы. 1. Сафронова/Зимин — 127,23; 2. Бибихина/Зворыкин (оба дуэта — Санкт-Петербург) — 123,49; 3. Гришанкова/Палеев (Москва) — 107,68