• Чемпион «Вуэльты»-2006 Александр Винокуров: Главное,чтобы у меня не отняли шанс

    07.07.07 16:01

    Автор: Спорт день за днём

    Сегодня начинается главная велогонка года – «Тур де Франс». Стартует «Большая петля» в Лондоне. По мнению властей города, такая акция привлечет миллионы велотуристов и поможет избавить столицу Великобритании от пробок. Избавит ли она «Тур» от проблем? По крайней мере допинговой истерии, как в прошлом году, когда десятки велосипедистов во главе с Яном Ульрихом и Иваном Бассо были отстранены от участия, – вроде не предвидится. Но нас ждет как минимум странная гонка. Гонка, где нет фаворитов и даже некому защищать прошлогодний титул, поскольку фамилия чемпиона-2006 до сих пор выясняется в судах.

    В преддверии главного старта сезона в профессиональном велоспорте – супермногодневки «Тур де Франс» – большинство специалистов роль безусловного фаворита «Большой петли» отводят 33-летнему казаху Александру Винокурову. Накануне гонки с капитаном «Астаны» побеседовал корреспондент «Спорта».

    Нам не хватает «крыши»

    – Александр, как-то вы сказали, что победа на «Тур де Франс» – ваша хрустальная мечта. Готовы сейчас претворить ее в жизнь?
    – Готов. Вся стратегия моих выступлений в нынешнем сезоне строилась именно под «Большую петлю». Теперь главное – избежать неприятных сюрпризов. Вроде тех, какие подстерегли нашу команду год назад (тогда «Астану» отстранили от «Тур де Франс», поскольку сразу нескольких велогонщиков команды подозревали в употреблении допинга. – «Спорт»). Чтобы у «Астаны» и у меня лично не отобрали шанс добиться большой победы. И, конечно, мне предстоит выдержать немалое давление других фаворитов гонки и их команд. Как мне кажется, моими главными соперниками здесь будут испанцы Алехандро Вальверде и Альберто Контадор.

    – Как оцениваете свою нынешнюю форму?
    – Слава богу, чувствую себя в полном порядке.

    – Какой на нынешнем «Туре» будет роль вашего одноклубника и соотечественника, третьего призера «Вуэльты»-2006 Андрея Кашечкина?
    – Все партнеры по «Астане» будут работать на меня. В том числе и Андрей. Час Кашечкина пробьет немного позже. Например, на «Вуэльте» этого года, где команда сосредоточится исключительно на помощи Андрею.   

    – Накануне старта «Тур де Франс» велоспорт продолжают сотрясать громкие допинговые скандалы. Кому они выгодны?
    – Полиции, которая на этом делает себе рекламу. Неприятно удивляет то, что велоспорту всегда достается больше всех. Хотя не думаю, что на самом деле подобная расстановка сил имеет право на жизнь. Просто, например, футбол и теннис очень часто каким-то необыкновенным образом остаются в стороне от допинговых скандалов. Я вот слышал, что у второй ракетки планеты испанца Рафаэля Надаля якобы возникли проблемы с анализами. Но эта информация не становится достоянием общественности…

    Таким образом, у кого-то есть лобби в извест­ной мировой антидопинговой организации, а вот велоспорт в этом плане не защищен. У нас просто нет своей «крыши». Подчеркну, что это мое личное мнение, которое не является истиной в последней инстанции. 

    – Недавно ваша бывшая команда немецкая «Т-Мобайл» отчислила одного из героев «Тур де Франс» 2006 года украинца Сергея Гончара с формулировкой «нарушение кодекса поведения членов команды». Считаете такое решение оправданным?
    – Не знаю всех нюансов. Думаю, немцы нашли какую-то причину. Впрочем, «Т-Мобайл» мог просто лишний раз продемонстрировать антидопинговым службам, что всеми силами борется с допингом.

    Казахи меня понимают

    – Как считаете, созданная два года назад серия Pro Tour оправдывает себя?
    – Не оправдывает. Нужно четко понимать, что эту структуру в Международной федерации велоспорта создавали с целью заработать денег. В первую очередь – для себя. Здесь есть свои плюсы и минусы. Возьмем численность велогрупп Pro Tour. На мой взгляд, 20 команд – это слишком много. Считаю, что 16 велодружин вполне достаточно. В этом случае у маленьких команд было больше шансов получить wild card и выступить на Гранд-турах. 

    – Сейчас «Астана» считается одной из самых мощных в финансовом плане велокоманд мира. У велогруппы подписаны долгосрочные контракты со спонсорами?
    – Да, с консорциумом, состоящим из ряда казахстанских компаний, в прошлом сезоне были подписаны контракты на четыре года. 

    – В этом сезоне появилась еще одна команда с постсоветского пространства – «Тинькофф. Кредитные системы». Есть ли будущее у российско-итальянской велогруппы?
    – Ребята начали неплохо. На «Джиро» почти всегда смело уходили в отрывы и мелькали впереди. Кто знает, может, на следующий сезон тинькоффцы смогут получить приглашение от организаторов «Тур де Франс».

    – Как часто вы бываете в Казахстане?
    – Три раза в год. Стараюсь в это время и порыбачить, и поохотиться.

    – В семье на каком языке общаетесь?
    – Исключительно на русском. А вот лично я, если понадобится, без труда смогу объясниться на английском, французском и испанском. Естественно, казаха тоже пойму. 

    – Кем Александр Винокуров видит себя лет эдак через пять?
    – Безработным точно не буду. У меня есть небольшой бизнес и во Франции, и в Казах­стане. Не исключаю, что могу остаться в велоспорте – например, в качестве руководителя команды.

    Сейчас не умеют работать. Или не хотят

    – Как относитесь к своему прозвищу Вино?
    – Нормально. Меня так стали называть еще десять лет назад, когда я только переехал во Францию. Для тех, кто не знает, подчеркну, что ударение в нем ставится на первый слог. 

    – Насколько ваша нынешняя подготовка отличается от той, которая применялась в СССР?
    – Советская система подготовки была пожестче. В плане тренировок и нагрузок. Зато базу «ставили», что надо. Сейчас, в век профессионального велоспорта, так работать не умеют или не хотят. Сменились приоритеты. У нас возникало стремление добиться чего-то, сейчас я его практически не замечаю.

    – У кого из гонщиков с постсоветского пространства есть шансы достичь вашего уровня?
    – Из россиян отметил бы Валерия Карпеца, набравшего в нынешнем сезоне неплохую форму, и Дениса Меньшова. Среди моих соотечественников весьма силен Андрей Кашечкин. А вот украинцу Ярославу Поповичу для более успешных выступлений в последнее время чего-то не хватает в горах.

    – Кто-то считает вас самым высокооплачиваемым велогонщиком мира, кто-то – Алехандро Вальверде, имеющего, по оценкам экспертов, годовой контракт на сумму 2 600 000 евро. Давайте проясним картину: вы зарабатываете больше или меньше?
    – Зачем травмировать психику некоторых людей? К сожалению, не все могут спокойно считать чужие деньги. Да и уступает велоспорт по этому показателю тому же футболу очень много. Что, кстати, весьма обидно.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»