Напрасно соперник стелется в подкате — уйдет от него Аркадий Афанасьев! Соперник-то, между прочим, Гвидо Бухвальд — один из самых известных немецких футболистов, но когда Аркадия это смущало?! Он и сам умел мяч отобрать и пройти по флангу, и опасную, нацеленную передачу выполнить. Термин «бровочник» появится много позже, но к Аркадию он идеально подходил. Афанасьев мог и в центр сместиться, нигде не терялся — универсал! Но когда набирал скорость на своем фланге, становился совершенно неудержимым. И трибуны восторженно ревели: «Афоня!!!» Аплодисментов на его долю выпало немало, но где розы, там и шипы. В 1977-м году Анатолий Николаевич Васильев пригласил юного полузащитника в ленинградское «Динамо», где он сразу стал одним из лидеров. Васильева сменил Юрий Андреевич Морозов. Новый главный тренер Аракадию доверял, все шло отлично, и когда Морозов принял «Зенит», Афанасьев, отслуживший к этому времени срочную (игра в «Динамо» к этому приравнивалась), имел все основания надеяться проследовать вслед за наставником в главную команду Ленинграда. Тем более что Юрий Андреевич пригласил целую группу своих динамовских воспитанников.
Но Афанасьева не оказалось в их числе. Моторный, трудолюбивый полузащитник — на таких делал ставку Андреич, но… тренер не объяснил своего решения. Аркадий поиграл еще годик в «Динамо», но в этой команде перспектив для профессионального роста он не видел. Поэтому покинул родной город, перебравшись в рижскую «Даугаву». Эта команда была одним из лидеров советской первой лиги, и там талант Афанасьева расцвел. За латвийский клуб он сыграл 42 матча, забив в них 5 голов, — очень неплохой показатель для крайнего хавбека.
Едва приняв «Зенит», Павел Садырин тут же пригласил Аркадия Афанасьева. Он сразу же добился места в основном составе команды, вышел в ней на ведущие роли и быстро стал любимцем болельщиков. Аркадий неуступчив в единоборствах, техничен, хорошо видит поле, напорист, быстр, всегда готов сыграть на команду, на партнера, щедро раздает острые передачи, нередко голевые. Сегодня таких футболистов называют системообразующими. Он и был таковым в той легендарной чемпионской команде, с которой в 1984-м завоевал золотую медаль.
Он всегда был на виду. Забивал не так часто, на его счету 17 голов, но один из них — в ворота грузинской «Гурии» в 1987-м — получился особенно красивым: он пробил в прыжке головой из-за пределов штрафной площади. Популярное в то время «Футбольное обозрение» признало этот гол одним из лучших в сезоне. Вызывали Аркадия в олимпийскую сборную СССР — высокая честь в те годы. В главную команду страны приглашения не дождался. Болельщики «Зенита» негодовали по этому поводу, и, думается, негодование это было справедливым. Но сменявшие друг друга на посту главного тренера сборной СССР Валерий Лобановский и Константин Бесков зачастую «не замечали» футболистов «Зенита».
Перестройку и связанные с ней проблемы Аркадий Афанасьев встретил в родном клубе. Оставаться в нем тогда было, по сути, невозможно. Чемпион СССР продолжил карьеру в норвежском «Мельнере» вместе со своим одноклубником и родственником Дмитрием Баранником. В 35 лет повесил бутсы на гвоздь, но не расстался, естественно, с футболом. Возглавляет детский клуб «Зенит-84», где вместе с бывшими партнерами готовит смену любимой команде. Тренер и организатор в одном лице. Его энергии можно позавидовать, да он еще совсем молодой человек. Аркадию Георгиевичу 20 марта исполнилось 50 лет.
«Спорт» поздравляет своего друга и авторитетного эксперта с этим юбилеем и желает ему крепкого здоровья и новых свершений.