В минувшую субботу Руслан Чагаев сотворил настоящую сенсацию, низвергнув с боксерского Олимпа самого Николая Валуева. Этот поединок по праву нарекли сражением Давида и Голиафа – узбек был на 42 килограмма меньше и на 28 сантиметров ниже россиянина. Вчера новоявленный чемпион мира WBA в супертяжелом весе ответил на вопросы корреспондента «Спорта».
С Тими мне повезло
– Когда по окончанию боя с Валуевым первый рефери присудил ничью 114:114, у вас сердце не екнуло?
– Екнуло после того, когда объявили оценку третьего арбитра – 117:111 – и промедлили с именем победителя. Ведь если бы назвали Валуева, была бы зафиксирована ничья. В этом случае считалось бы, что Николай отстоял чемпионский титул.
– Руслан, тактику на бой вы разрабатывали совместно со своим тренером Михаэлем Тиммом?
– Да, и ход поединка продемонстрировал, что она оказалась единственно верной. Вообще считаю, что с Тими, как я называю своего немецкого наставника, мне повезло. К слову, под его руководством я начал заниматься случайно. Когда только пришел в промоутерскую компанию «Универсум», со мной должен был работать Фриц Здунек. Но он был постоянно в разъездах – тренировал проводившего бои в Америке Виталия Кличко. Я и стал тренироваться у Михаэля. Когда же Фриц наконец-то вернулся в Германию, я сам попросил, чтобы меня оставили с Тими. Я у него уже третий чемпион мира. С ним ведь также работают украинцы Сергей Дзинзирук (WBO, весовая категория до 69,9 кг) и Владимир Сидоренко (WBA, до 53,5 кг), а кроме того, еще один официальный претендент на звание чемпиона мира Андрей Котельник (WBA, 63,5 кг).
Маскаева знаю с детства
– Валуев после боя вел себя достойно: не стал победно вскидывать руки с финальным гонгом и затем признал свое поражение. Вам после поединка с ним поговорить не удалось?
– К сожалению, нет. Было очень много желающих получить автографы – и у меня, и у него. Поэтому секьюрити окружили каждого из нас и увели с ринга. Затем, после проведения допинг-контроля, я на несколько минут заскочил на VIP-пати, но Николая там не увидел. Однако готов подчеркнуть, что его поведение после боя заставило меня еще больше зауважать Валуева. Он – настоящий мужик.
– После боя, наверное, от бесчисленных поздравлений не было отбоя?
– Это точно. Телефон чуть не взорвался. Очень приятно, что доставил радость своим соотечественникам. В Узбекистане трансляция, учитывая часовые пояса, началась в третьем часу ночи. Однако ее рейтинг побил все рекорды – мой поединок смотрела, без преувеличения, вся страна. В Ташкенте в честь моей победы устроили грандиозный салют. А остаток ночи в крупных городах Узбекистана соотечественники провели с флагами на центральных площадях городов. В столице, рассказывали, до утра ездили на машинах также с узбекскими национальными стягами. Друзья звонили, говорили – словами не передать, что творилось в стране.
– В понедельник вас официально поздравил и президент Узбекистана. В вашей стране по популярности бокс уступает только футболу?
– Наверное. В Узбекистане прекрасная любительская школа. Нам есть чем похвастаться и среди профессионалов – один Артур Григорян, защитивший свой чемпионский титул по версии WBO более десяти раз, чего стоит. Свои любительские шаги у нас делал и нынешний чемпион мира по версии WBC Олег Маскаев. Мы знаем друг друга – хотя, когда я только начинал в юношеском боксе, Олег уже был одним из сильнейших боксеров республики.
Мечты Коля осуществил наполовину
– У вашего промоутера Клауса-Петера Коля было две мечты: чтобы Чагаев сначала победил Валуева, а затем Владимира или Виталия Кличко, отомстив тем самым украинцам за то, что они со скандалом уходили из «Универсума». Вам Коль об этом говорил?
– Лично мне – нет. Но я готов встретиться на ринге с любым соперником. В том числе и с Кличко, и с Маскаевым. Не боюсь никого. При этом о предстоящих боях пока не думаю – как минимум месяц буду отдыхать и наслаждаться чемпионской жизнью.
– Кстати, у Виталия Кличко есть шансы триумфально вернуться на ринг?
– Есть, но вместо триумфа его также вполне может ждать фиаско. Ведь поединки супертяжей традиционно непредсказуемы. Поэтому, когда меня спрашивают о шансах на данный момент гипотетического поединка Олег Маскаев – Сэмюэль Питер, я отвечаю, что глупее вопрос придумать сложно.
– Вы довольны условиями, которые вам предоставляет Клаус-Питер Коль?
– (Помолчав.) Пока да.
На родине бываю редко
– В Гамбурге вы живете в квартире или доме?
– Снимаю трехкомнатную квартиру, которая находится рядом со спортивным залом. Очень удобно. Потренировался – и домой, где меня всегда ждут супруга Виктория и трехлетний сын Артур.
– Когда последний раз были в России?
– Год назад. Но о той поездке даже вспоминать не хочу. Моей маме в России делали операцию. На сердце. Сердце не выдержало… А затем года не прошло, как умер и отец.
– Как скоро планируете приехать в свой родной Узбекистан?
– Еще не знаю. Мне нужно пройти обследование у врачей. Во время боя с Валуевым повредил руку. Скорее всего, это рецидив старой травмы. К сожалению, в родном Узбекистане я вообще бываю нечасто – два-три раза в году. Но зато стараюсь приезжать надолго – на пару недель и больше.
– Чем занимаетесь в свободное от тренировок время?
– В основном провожу время со своей семьей. Обожаю играть с сыном, смотреть телевизор, гулять по парку. Можно прокатиться на авто – у меня «мерседес» М-класса. В принципе, я предпочитаю активный отдых.
– Вы любите плов?
– Ну и вопросы у вас! А какой узбек не любит плов? Это же наше национальное блюдо. Мне дома жена его прекрасно готовит. Как, впрочем, и остальные легендарные узбекские блюда: лагман, манты, шурпу.
– Ваша победа над Валуевым добавила вам не только поклонников, но и недоброжелателей. Вторые твердят, что Чагаев – калиф на час, этакая копия белоруса Сергея Ляховича, продержавшегося на боксерском Олимпе считаные месяцы. Как вы относитесь к этим словам?
– Пусть говорят, что хотят. Я буду делать, а не говорить. И всем скептикам отвечу на ринге, очень надеюсь, своими последующими победами.
Кстати
Как у Чагаева медаль отняли
Будучи любителем, первую золотую медаль на чемпионатах мира Руслан завоевал в 19 лет, победив в финале не кого-нибудь, а легендарного кубинца Феликса Савона (счет 14:4). Однако вскоре эту награду у Чагаева отобрали. Дело в том, что незадолго до чемпионата мира-1997 в Будапеште узбекский боксер провел два боя на профессиональном ринге – в США. Его персоной тогда заинтересовался промоутер Влад Уоррен, и Руслан с менеджером Таймазом Ниязовым отправился за океан. Там выиграл два поединка, но подписать профессиональный контракт по ряду причин не получилось. А когда Чагаев выиграл чемпионат мира, информация про эти две встречи просочилась наружу. Был суд. У узбекского боксера отобрали звание чемпиона и дисквалифицировали на год. По правилам Международной федерации любительского бокса (AIBA) боксеры-любители не имеют права принимать участия в соревнованиях профессионалов. Зато победу Чагаева в Белфасте уже никто оспорить не мог. В решающем поединке в столице Северной Ирландии Руслан эффектно взял верх над Алексеем Мазыкиным. Секунданты украинца были вынуждены выбросить белое полотенце. Кстати, на пути к финалу ЧМ-2001 Мазыкин одолел будущего олимпийского чемпиона Олимпиады-2004 россиянина Александра Поветкина. А вот Чагаев Игр в Афинах ждать не захотел. Предложений перейти в профессионалы было немало – звали и в Америку, и в Англию, и в Германию. Но с Меккой профессионального бокса Руслан уже раз обжегся, поэтому выбрал Германию.