Общаясь с ним, невольно начинаешь улыбаться сам. Настолько обаятелен в своей непосредственности этот общительный и приветливый молодой человек: «Чувствую себя мальчишкой – и хотел бы оставаться им как можно дольше». Что ж, новый лидер мужской сборной России по биатлону 24-летний Максим Чудов уверенно воплощает в жизнь пожелание самому себе.
От «звездочки» застрахован
– Максим, с каким настроением «вкатываетесь» в новый сезон? Удалось ли полноценно восстановить силы за время отпуска?
– Не совсем. Отпуска не хватило (смеется). Все-таки минувший сезон был очень насыщенным, потратил много сил – и физических, и психических. А отдых… На недельку съездил на море, в Египет, а потом пришлось решать различные проблемы. (Становится очень серьезным.) И свои, но главным образом – проблемы брата. Он тоже биатлонист, но вынужден пропускать второй сезон подряд. Стремлюсь помочь ему всеми возможными средствами, тем более что он мечтает вернуться в большой спорт. Увы, врачи пока не могут точно определить главную причину его болезни. Мысли о брате и его беде не покидают меня, даже немного неуютно чувствую себя на тренировочных сборах.
– Вспомним бурные события минувшего сезона. И особенно – знаменитый эпизод с почти минутной задержкой вашего последнего выстрела в ходе гонки на чемпионате мира в Антхольц-Антерсельве. Тогда, наверное, болельщики по всей России кричали у телеэкрана: «Стреляй же!» Почему вы так затянули с выстрелом? Порыв ветра пережидали?
– (Виновато улыбается.) Ну да… Понимаете, я ведь прекрасно знаю, что порой в гонке лучше даже промазать, но потом суметь компенсировать потерянные на штрафном круге секунды за счет скорости. Но это – в теории. А тут, вы правильно отметили, вся страна на тебя смотрит, и при таком колоссальном грузе психологической ответственности тебя может попросту «замкнуть». Так вот и случилось.
– Зато вы блестяще провели гонку преследования, где буквально вырвали серебро на последних метрах у француза Венсана Дефрана. Признайтесь, тот финиш особенно приятно вспомнить?
– Это точно. Считаю, там все получилось практически на 100 процентов. Я вообще обожаю именно такие гонки, где в полном объеме присутствует динамика, где можно, как мы говорим, «зарубиться» с соперником на дистанции. И конечно, приятно было сознавать, что я сумел с 13-й позиции на старте, когда в первой дюжине были сплошь звезды мирового биатлона, выбраться на второе место.
– Естественно, после такого суперфиниша вы стали героем дня. И вообще по ходу минувшего сезона Максим Чудов явно не был обделен вниманием прессы и болельщиков. Каково почувствовать себя «звездой мирового биатлона»?
– Когда я еще только начал ощущать к себе повышенное внимание прессы, первым делом попросил всех друзей: «Если я вдруг проявлю симптомы звездной болезни и начну меняться – в поведении, в быту, немедленно дайте мне об этом знать самыми доступными средствами» (смеется). Мне очень хочется оставаться самим собой, и вроде бы это удается.
– Если бы не большой спорт, какую профессию выбрал бы себе Максим Чудов?
– С самого раннего детства меня постоянно тянуло к технике. Если говорить точнее – к автомобилям. Когда отец копался в двигателе, я обязательно крутился рядом. А за руль впервые сел в шесть лет. Не сам, конечно, а на папиных коленках. Но где-то к восьми годам уже гонял по селу на машине. Нескромно себя хвалить, но езжу я хорошо – уверенно и грамотно.
– Если говорить откровенно, доминирующей составляющей гонки для вас является именно скорость…
– Да, это верно. Пока процентов на 60 я беру свое именно за счет бега по дистанции. А стрельбу надо «подтягивать». Впрочем, это вовсе не означает, что у меня нет пробелов в технике бега. Тут тоже еще полно работы. Но я работаю, честное слово! Смотрю видеозаписи своих выступлений, подмечаю ошибки, делаю выводы…
Главный болельщик – отец
– Смотрите только собственные видеозаписи?
– Да. Как-то сложилось, что никогда у меня не было в спорте кумиров. Ни тогда, когда увлекался лыжами, ни после 1998 года, когда окончил среднюю школу и принял решение всерьез заняться биатлоном.
– Назовите три качества, которые особенно необходимы биатлонисту.
– Целеустремленность, потом терпение, упорство… Нет, в три качества я не уложусь. Ведь еще необходимо обладать наглостью и спортивной злостью. Безусловно, как на трассе, так и на стрельбище обязательно нужно соблюдать корректность. Уважать своего соперника. Но в то же время нельзя позволять «отодвигать» и «затаптывать» себя на дистанции. (Разводит руками.) Так что без наглости – никуда! Но очень важно не переборщить с этой самой наглостью. Иначе – поймаешь кураж, влетишь на этом кураже на стрельбище – а там так «намажешь»!
– Возможны ли дружеские отношения между первыми лицами мирового биатлона?
– Почему же нет? Кому-то, может, трудно в это поверить. А самые преданные поклонники биатлона, наоборот, подтвердят, что мы все – одна большая семья. Общаемся с конкурентами с удовольствием. Ну, разве только языковой барьер может помешать. Я вот, к примеру, говорю по-немецки, но не так свободно, как хотелось бы. В идеале хорошо бы использовать свободное время для того, чтобы подучить языки. Пытаюсь…
– На что нацеливаете себя в предстоящем сезоне? Главная задача – удачное выступление на чемпионате мира в шведском Остерсунде?
– Чемпионат мира – это само собой. Главный турнир сезона. Но сейчас на повестке дня более локальные задачи. Надо восстановиться, втянуться в работу, поймать нужный ритм. Словом, грамотно «вкатиться» в сезон еще до первого снега. А цель помимо шведского чемпионата у меня есть конкретная. Очень бы хотелось закрепиться наконец в числе десяти сильнейших биатлонистов в общем зачете Кубка мира. Такую же задачу ставил перед собой в предыдущем сезоне – и не выполнил ее. Финишировал только двенадцатым. Хотелось бы порадовать болельщиков заметным прогрессом.
– Кто ваши самые преданные поклонники?
– Родители, разумеется. Особенно переживает отец. Причем не только за меня, а за всю нашу сборную, включая и наших тренеров. Отец ведь видит, как тот же Андрей Герболов нервничает у «трубы» на стрельбище…
Анкета
– Ваш девиз в жизни?
– Как говорил мой первый тренер, Валерий Васильевич Ковалев, «будь проще – и люди к тебе потянутся». Полностью с ним согласен.– Любимый цвет?
– Красный.– Любимый напиток?
– Сок.– Любимое блюдо?
– Борщ.– Блондинки или брюнетки?
– Блондинки.– Какой должна быть девушка, чтобы она понравилась Максиму Чудову?
– Обязательно – умной. А также общительной. И при этом девушка четко должна знать, чего она хочет.