Побоища, устроенные местным ОМОНом до, во время и после матча нижегородской «Волги» с «Зенитом», имели все шансы оказаться привычным атрибутом российской футбольной действительности. В конце концов, пообвиняли бы стороны друг друга какое-то время (что уже произошло), ну пообсуждали бы видео «гладиаторских боев» в Интернете неделю-другую. После чего события на Волге сменили бы новые сюжеты. Но послематчевое «окучивание» лидера «Зенита» Данко Лазовича электрошокером вынудило футбольные власти признать, что событие произошло из ряда вон и в этот раз Нижний Новгород (именуемый еще с 90-х годов в фанатской среде «Омоновск-сити») «отличился» по-настоящему. Пообещали доскональную проверку и наказание виновных футбольные власти, уже взяли показания у Лазовича следователи нижегородской прокуратуры, неоднократно высказались как представители «Зенита», так и руководители «Волги». И чем больше вскрывается подробностей визита питерских болельщиков к месту слияния Волги и Оки, тем настойчивей одолевает мысль: инцидент с Лазовичем из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не окажись вовлеченным в противоборство фанатов с ОМОНом игрок сине-бело-голубых, внимание на волжское «гостеприимство» мог бы никто и не обратить.
А речь-то идет ни много ни мало о безопасности людей. Причем далеко не только тех, кто вызывает буйную реакцию у местных правоохранительных органов. За компанию страдают и другие, из-за принципа «всех под одну гребенку». Я вовсе не собираюсь оправдывать фанатов и выставлять их бедными овечками. Хожу на стадион уже четверть века и не понаслышке знаю, что во всех городах арены посещает некий процент индивидуумов с уровнем интеллекта ниже среднего. Поведение которых не только не имеет ничего общего с адекватностью, но и, похоже, слабо ими контролируется. И уж точно эта социальная группа не утруждает себя задумываться о последствиях. Различные инциденты в Нижнем Новгороде, Самаре, Москве, Питере, Махачкале — перечислять можно долго — наглядно показывают, что данная проблема не имеет клубного происхождения. Вопреки словам президента «Волги» Алексея Гойхмана, заявившего, что именно из Питера приехали «хамы, громившие город и стадион». Хочется пожелать футбольным руководителям, чтобы новый закон о болельщиках предусматривал не только ясные и всем понятные правила поведения, но и не менее конкретные наказания за нарушения. И не только предусматривал, но и претворялся в жизнь.
А пока слова президента «Волги» уж очень настораживают и даже пугают. После событий на матче с «Зенитом» Гойхман заявил, что считает действия полиции и ОМОНа абсолютно оправданными, так как из Питера приехали дикари, каких он никогда в жизни не видел. То, что он не видел, как раз не удивляет. Его клуб — новичок футбольной элиты и, что такое прием топ-клубов, только познает на собственном опыте. Но к Гойхману возникает сразу несколько вопросов:
1. Алексей Леонидович, календарь был известен заранее, наверное, можно было предположить, сколько болельщиков приедет из Питера и что матч с «Зенитом» станет для вас сложным испытанием. Вы готовились к этому? И если готовились, то как?
2. Консультировались ли с коллегами из ведущих клубов на предмет организации матчей с массовым приездом болельщиков из других городов?
3. Обсуждали ли заранее с ГУВД возможные поводы для конфликтов с гостями?
4. Что вами было сделано для недопущения конфликтов?
5. На что вы рассчитываете, публично заявляя, что до Лазовича никто не дотрагивался электрошокером?
Произнеся свою тираду о «дикарях», Гойхман, видимо, был абсолютно уверен, что организация матча была безукоризненной. Происходило же на стадионе помимо прочего вот что: «Когда закончился матч, для нас открыли выход, чтобы мы могли спокойно покинуть стадион. Но потом для прохода оставили только узенькую калитку, через которую были вынуждены пробираться примерно две тысячи человек. При этом со стороны полиции постоянно исходила агрессия, что вызывало ответную реакцию у болельщиков. Можно с уверенностью говорить, что давки, трагических последствий, удалось избежать чудом», — это слова лидера фан-виража «Зенита» Руслана Дрюмы, который был очевидцем событий. Интересно, понимает ли президент «Волги» и руководство нижегородского ГУВД, что от их действий зависят здоровье и жизнь людей? И способны ли учиться на чужих ошибках?
Экзаменовать новичка премьер-лиги на берегах Волги тем временем скоро будут ЦСКА и «Спартак». Поклонники которых наверняка подадутся в Нижний не меньшим числом, чем зенитовские, да и ехать им ближе.
Алексей Леонидович, вы готовы?
Сергей Швецов: «Людей толкали на верную смерть»
бывший полузащитник «Зенита» и «Спартака», участник трагического матча «Спартак» — «Харлем» 20 октября 1982 года, во время которого погибло около 340 болельщиков:
— Главную ответственность за обеспечение порядка должна нести принимающая сторона, — уверен Швецов. — Да, болельщики тоже бывают далеко не ангелы, но полиция и организаторы матча должны понимать: от того, как они будут к зрителям относится, какими методами решать возникающие проблемы, зависит порядок и безопасность. Для этого руководители клуба-хозяина и местных правоохранительных органов должны консолидировать усилия и заранее предусмотреть возможность конфликтов, а также владеть эффективными способами их разрешения.
— По словам очевидцев, после матча «Зенита» в Нижнем Новгороде несколько тысяч болельщиков согнали в один поток и оставили для прохода узкую калитку. То есть так же, как на печально известном матче «Спартак» — «Харлем».
— Счастье, что никто не пострадал в этой толпе. К сожалению, такое отношение со стороны полиции не удивляет: сколько приходилось слышать про скотское поведение правоохранительных органов. А им надо понять, что подобные действия не приводят к трагическим последствиям лишь до поры до времени.
— Может быть, для тех городов, где давно не принимали большое количество болельщиков, нужно вводить специальную аттестацию по умению обеспечивать безопасность людей?
— Думаю, об этом очень серьезно должен позаботиться РФС. Приглашать руководителей ГУВД из тех городов, где возможны проблемы, президентов местных клубов и договариваться, каким образом решать проблемы с организацией матчей. Пример Москвы и Петербурга, где научились проводить соревнования любой сложности, должен стать для новичков наглядным пособием. Пусть съездят к коллегам из других клубов, попросят поделиться опытом. А пока они обеспечить безопасность не в состоянии, недопустимо продолжать взирать на это молча. Зачем ждать серьезных происшествий?! Пусть поиграют на нейтральном поле.
— Кто все-таки был виноват в трагедии, которая случилась на матче «Спартак» — «Харлем»?
— Об этом много говорили, много показывали. Я сам принимал участие в фильме, посвященном памяти жертв той трагедии. Разговаривал и с ребятами, которые видели этот ужас своими глазами. Кто тогда выводил людей с трибун? Милиция. Ее сотрудники и были дирижерами этого — направляли людские потоки в сторону одних ворот, где была открыта лишь узкая дверь. Как рассказывали очевидцы, они шли на верную смерть. Но поначалу они не знали, что было принято сумасшедшее решение оставить один этот проход.
— Когда вы узнали об этом?
— На следующий день на базе Николай Петрович Старостин сообщил о том ужасе. Хотя вы сами знаете, какое время было — все умалчивалось, скрывалось, в газетах ничего нельзя было писать. И я удивляюсь: как при сегодняшнем информационном потоке, в том числе на примере случая в «Лужниках», да и других тоже, не делают выводы. Надеюсь, президент «Волги» Гойхман и некоторые его коллеги вместо оправдывания агрессии полиции с ОМОНом научатся комфортно и безопасно организовывать матчи.