Шесть лет один месяц и двадцать три дня. Именно таким оказался перерыв в зенитовской карьере Александра Панова. Проведя 27 июня 2000 года последний, пятый по счету мяч в ворота воронежского «Факела», Панов покинул «Петровский» буквально на руках восторженных фанатов, а вскоре отправился во французский «Сент-Этьен».
Один из пяти
По историческим меркам шесть лет – срок ничтожный. Футбольные же законы диктуют иную ситуацию. Панов, хоть и поднабравшийся игрового (а в главной степени житейского) опыта, на данный момент в «Зените» вовсе не ведущий форвард, как было на рубеже веков, а «человек скамейки». Его десятиминутное появление на поле в Раменском вряд ли убедило главного тренера Дика Адвоката в том, что 78-й номер команды готов реально помочь ей прямо сейчас. Впрочем, зная амбиции и бойцовский характер Александра, можно не сомневаться, что игровую форму он сумеет набрать достаточно быстро. Хорошим психологическим подспорьем для Колпинской Ракеты должно стать и возвращение на родной «Петровский».
Пока же, отбрасывая эмоциональную составляющую, следует признать, что Панов – вместе с корейцами Ли Хо и Ким Дон Чжином, турком Фатихом Текке и голландцем Фернандо Риксеном – является рядовым членом зенитовского дозаявочного списка. Именно этой группой из пяти футболистов, судя по всему, и ограничатся селекционные успехи «Зенита» (читай: спортивного директора клуба Константина Сарсании) нынешним летом. Список довольно внушительный, но не секрет, что и количественно, и качественно он мог выглядеть несколько иначе.
«Столбы» остались в Италии
Самой весомой, и в прямом (учитывая габариты футболиста), и в переносном смысле, на субъективный взгляд автора этих строк, выглядит «потеря» Кристиано Лукарелли. Во-первых, потому что забить в нынешней серии А 44 мяча за два сезона действительно дорогого стоит. Во-вторых, потому что проблема дефицита форварда-«столба» в «Зените» отнюдь не решена даже с появлением действительно отменно играющего головой Фатиха Текке. В матче с «Сатурном» физически мощные защитники раменского клуба то с фолом, то без фола, но достаточно сноровисто оттесняли турка от мяча. Ну и в-третьих, «недосчет» Лукарелли тем более обиден, что сам итальянец уже склонен был покинуть свой «Ливорно» и дал задний ход буквально в самый последний момент. Готова была принять российский вариант и супруга футболиста (немаловажный нюанс, учитывая нижеприведенные примеры), но свое мнение на этот счет имели фанаты «Ливорно». По информации итальянских коллег, болельщики в доходчивой форме объяснили Кристиано, как сильно тот ошибется, если примет решение покинуть клуб, и эта аргументация произвела на бомбардира сильное впечатление.
Куда менее реалистичной изначально выглядела информация насчет приезда в Питер другого «итальянского гостя» – Марсело Салайеты, который вообще-то уругваец. Появись данное сообщение, скажем, месяц-полтора назад, его можно было бы воспринять с куда большим вниманием. На тот момент мощный темнокожий форвард по штатной иерархии «Ювентуса» считался лишь четвертым нападающим и, при наличии еще более крупного и одновременно техничного Златана Ибрагимовича, мог появляться на поле только в том случае, если у шведа откровенно не шла игра. Нынче ситуация изменилась. Ибрагимович, не пожелав играть в серии В, ушел в «Интер». А француз Давид Трезеге (опять же по версии итальянских журналистов) якобы спит и видит, как бы ему тоже покинуть «Юве». В атакующей обойме «Старой синьоры» при подобном обороте событий останутся только Алессандро дель Пьеро (которому в ноябре исполнится уже 32 года) и… Салайета. Есть смысл и потерпеть годик во втором дивизионе ради возможного выхода на авансцену в великом клубе.
Как заманить в Россию?
Впрочем, и без «столба» конкуренция среди нападающих «Зенита» с появлением Текке и Панова (и учитывая тот факт, что Александр Кержаков пока остается в клубе, а Робертас Пошкус еще не отдан в аренду) заметно обострилась. Чего совсем нельзя сказать, к примеру, о средней линии. В уже упомянутой игре с «Сатурном» Адвокату пришлось спешно бросать в бой едва влившегося в команду Риксена. Голландец очень старался, но, как и следовало ожидать, своим дебютным матчем наглядно доказал, что склонен к «разрушению», а не к созиданию, и к тому же привык играть на грани фола. Точно так же, как и Ли Хо – заметно «подсевший» после своего приличного дебюта кореец, напомним, умудрился набрать четыре «горчичника» всего в шести матчах.
И в данном контексте, говоря о существенной уязвимости позиции «опорного хавбека» в «Зените», болельщики команды вправе огорченно выдохнуть: «Х-хестад». Этот молодой (22 года), но заметно прогрессирующий футболист, как мне кажется, пригодился бы питерскому клубу. Игровые моменты с его участием стыкового матча за право поехать на чемпионат мира-2006 между Норвегией и Чехией, признаться, до сих пор свежи в памяти. Как же непринужденно, по-спортивному зло и в то же время… элегантно Хестад «съел» самого Павела Недведа!
Увы, мы не увидим в «Зените» как Кристиано, так и Кристоффера (Хестада). По случаю своего гипотетического отъезда в Санкт-Петербург, норвежский полузащитник собрал семейный совет, на котором российский вариант продолжения карьеры получил «черный шар». А как иначе, если по всем европейским каналам о России сообщают и показывают преимущественно про взрывы на рынках и бои в Чечне, а красоты Северной Пальмиры остаются за кадром. Вот и Хестад, несмотря на обещанный ему супер-контракт (по норвежским меркам), дом и личного шофера, предпочел остаться в своем достаточно скромном «Старте».
Реалии российской жизни, напомним, отвадили от идеи перехода в «Зенит» и жену бразильского хавбека Зе Роберто. Вот и получается, что сине-бело-голубую футболку (не считая «своего» Панова) в итоге примерили лишь два корейца, приехавшие в Россию строго «под» работавшего ранее со сборной Кореи Адвоката, плюс Риксен, также побывавший под началом тренера-соотечественника в шотландском «Глазго Рейнджерс» и не боящийся, судя по фактам его занимательной биографии, вообще ничего на свете. Особняком в этом ряду стоит случай с Текке, но уж больно солидная для «Трабзонспора» сумма была предложена. Да и сам турок, если ему верить, изъявил желание стать эдаким «первопроходцем» турецкого футбола в российской премьер-лиге…