О Валерии Цветкове, покорившем в свое время сердца зенитовских болельщиков, не было слышно практически три года. С футбольной сцены он сошел так же внезапно, как и появился на ней летом 2000 года, когда приехал в Петербург из Пскова.
Мог бы еще «попылить»
— Валерий, о вас давно ничего не было слышно. Расскажите, куда пропали?
— С футболом ничего не получается, так что пока сижу дома, занимаюсь детьми, делаю пробежки, хожу в тренажерный зал, посещаю бассейн. В свое время я стал соучредителем одной строительной компании, занимающейся фасадами домов. Меня начинают к этому делу активно приобщать, так что после футбола без дела не останусь.
— У вас, насколько я знаю, две дочери?
— Да, старшая, Даша, заканчивает второй класс, младшая, Валерия, ходит в детский сад. Живем в Петербурге, в Псков обязательно ездим всей семьей на каникулы.
— Можно сказать, что вы закончили карьеру?
— Да, похоже я закончил с футболом. Если продолжать, то необходимо хирургическое вмешательство. Речь об этом шла еще когда я уходил из «Зенита». В 2005-м была операция на колене. Увы, неудачная. Нужно было повторно сшивать связки, но делать этого не стали, рассчитывая, что все заживет само собой. Не зажило...
— Почему же вы не продолжали лечение?
— До окончания контракта с «Зенитом» оставался месяц, и мне предлагали делать операцию, но последующим восстановлением в течение двух-трех месяцев я должен был бы заниматься самостоятельно. Боялся, не справлюсь своими силами, без контракта, и посчитал операцию нецелесообразной.
— Когда у вас заканчивался контракт?
— Кажется, в конце 2006-го. Все это время я занимался в дубле и не афишировал себя. Помню, когда игры или тренировки дублеров приходили снимать телевизионные группы, я все время шифровался.
— В смысле прятались от телекамер?
— Именно, неудобно как-то было. Да и руководство клуба обо мне не вспоминало, хотя в то время мне было всего 28 лет — самый пик футбольной карьеры. Но, видимо, решили обо мне забыть. Типа, раз нам не нужен, значит, никому не нужен.
— Сейчас вам всего 31 год. Еще играть и играть…
— Да. Сейчас можно было бы «пылить», но… Последние два года я практически не видел мяча, так что, думаю, уже потеряно многое. Идти во вторую лигу? Да там такие лесорубы! Это не для моего колена, поверьте! Хотя в дубле я совершенно нормально тренировался и играл. Правда, не в полную силу. Но при этом, думаю, еще и в премьер-лиге мог бы поиграть — я же всегда быстро набирал форму! Но что-то уже не тянет.
— А на любительском уровне не пробовали себя?
— Пробовал. Когда окончил институт имени Лесгафта, Марк Абрамович Рубин пригласил в команду «Северная Пальмира», играть, правда, приходилось на искусственных газонах, а синтетика синтетике рознь. На «Петровском», например, у меня никаких проблем не возникало, но как поедешь куда-нибудь в Гатчину! Там на бетоне с моим коленом делать совершенно нечего. Я подумал — есть ли смысл усугублять травму? Решил, что не стоит.
— Говорят, что вами интересовалось питерское «Динамо».
— Да, интерес действительно был. Но вторая лига — это не мое.
Морозов — тренер номер один
— В «Зените» вы провели четыре полновесных сезона, сыграли 91 матч, забили два мяча, стали бронзовым и серебряным призером чемпионатов России, участвовали в финале Кубка Интертото. Что больше всего отложилось в памяти за этот период?
— Конечно, первые два года, проведенные с Юрием Андреевичем Морозовым. Это сезоны 2000-го и 2001-го. И команда была на ходу, и у меня многое получалось.
— Как в целом оцениваете свою футбольную жизнь?
— Думаю, по псковским меркам я добился многого. Но в «Зените» мог бы раскрыться больше. Минус в том, что пришлось рано закончить. В 26–27 лет можно было добиться большего. «Физики»-то у меня всегда хватало, так что еще мог бы помочь любой команде.
— Болельщики до сих пор помнят ваш фантастический гол саратовскому «Соколу»...
— Да, забил здесь, на «Петровском», с левой, метров с двадцати пяти. Но мне как-то дороже забитый в ворота московского «Динамо» на его поле. Я только пришел в команду и в первом же матче отметился забитым голом. Как, кстати, и Сашка Спивак. И, кажется, Спартак Гогниев из «Динамо» тоже забил мяч в своем дебютном поединке. Так вот и отличились три новичка! Я еще помню, что этот гол оказался двухсотым для «Зенита» в чемпионатах страны.
— С партнерами по той команде поддерживаете отношения?
— Да, конечно. Общаемся с Костей Лепехиным, Борей Горовым, Сашей Спиваком.
— А с вашим земляком Игорем Недорезовым, который сейчас выступает за «Металлург-Кузбасс», удается общаться?
— Не так часто, как хотелось бы. Встречались прошлой зимой на юбилее нашего первого тренера Александра Сергеевича Лебедева. Но за последние четыре года это была едва ли не единственная встреча.
— Юрия Андреевича часто вспоминаете?
— Безусловно! Как смотрим футбол, сразу говорим о Юрии Андреевиче. Без разговоров о нем никогда не обходится. Часто ездим на кладбище к нему. Этот человек навсегда останется для нас тренером номер один.
В финале ставлю на «Зенит»
— Поговорим о сегодняшнем «Зените». Как вы считаете, команда сможет выиграть Кубок УЕФА?
— Думаю, да. Шансы — 60 на 40 в пользу «Зенита». Нашему клубу надо отдать должное — с таким графиком, с такими соперниками пробиться в финал — дорогого стоит! Значит, команда находится на пике, и надломить ее просто нереально. «Зенит» хорошо укомплектован, показывает сбалансированную игру. Не мешало бы, конечно, иметь еще одного-двух человек на подходе к «основе». Хорошо еще у Сашки Анюкова такой характер, что со сломанным пальцем выходит против «Баварии» и играет на высочайшем уровне! Не думаю, чтобы кто-нибудь из иностранцев повторил его подвиг. Честно говоря, не хотел, чтобы в финале «Зениту» попался «Глазго Рейнджерс». Все-таки шотландцы будут играть от обороны и постараются ловить наших на контратаках. С «Фиорентиной» «Зениту» было бы проще. Британцы же не оставят свободных зон, куда могли бы врываться Андрей Аршавин и Виктор Файзулин. Пространства у их ворот точно не будет.
— Как же построить игру «Зениту»?
— Думаю, Дик Адвокат знает ответ на этот вопрос. Мне кажется, надо больше использовать фланги, как это было в мачте с «Баварией». Саша Анюков проделал огромный объем работы! Вы знаете, мне даже чем-то напомнила эта игра «Зенит» времен Юрия Андреевича Морозова — проход по флангу, подача, замыкание. На это и надо сделать акцент.
— Отсутствие Павла Погребняка сильно скажется на рисунке игры «Зенита»?
— Судя по всему, в приличной форме находится Домингес. Не забывайте, что есть еще и Текке. Но, тем не менее потеря Погребняка — серьезный минус.
— Не скажется ли на игре «Зенита» отсутствие опыта проведения решающих матчей?
— Не думаю. Все-таки команда прошла таких соперников, как «Вильярреал», «Марсель», «Байер» и «Бавария». Признаться, было опасение, что наши замандражируют перед ответной игрой с «Баварией», но ничего подобного... Напротив, «Зенит» оказалась прекрасно подготовлен психологически! Ребята играли без паники, хладнокровно и осмысленно. «Глазго» — не столь именитая команда, как «Бавария», поэтому никакого волнения быть не должно. Да и такого прессинга, как оказали немцы в первые двадцать минут встречи в Мюнхене, от шотландцев вряд ли ждать можно. «Глазго» будет больше думать об обороне и не станет раскрываться. Я думаю, последние полтора года «Зенит» стал настолько сплоченным коллективом, что в любом матче сможет показать свои лучшие качества.
— В целом футбол «Зенита» доставляет вам удовольствие?
— Конечно! Жаль, что ребятам не везет во внутреннем чемпионате, но в Кубке УЕФА смотреть их игры — одно удовольствие!