Основная причина отставки — несогласие с политикой клубного руководства. Как я мог предать футболистов, коллегу, с которым проработал рука об руку двенадцать лет?
Корреспондент «Спорта» побеседовал с 61-летним Александром Аверьяновым, который подал в отставку с поста главного тренера петербургского «Динамо» два дня назад, не проработав в клубе и четырех месяцев. Напомним, что в разные годы этот специалист возглавлял «Океан», «Крылья Советов», «Шинник», «Уралан», «Аланию», игравшие в высшем свете, а также клубы первого и второго дивизионов.
Людей выбросили на улицу
— По какой причине решили сложить с себя полномочия главного тренера?
— Основная причина — несогласие с политикой клубного руководства. После матча с «Мордовией» (под руководством Аверьянова динамовцы провели в турнире первого дивизиона четыре матча: сыграли вничью с «Краснодаром» — 0:0, уступили «Жемчужине-Сочи» — 0:1, «Нижнему Новгороду» — 0:1 и «Мордовии» — 1:2. — «Спорт») было принято решение об отстранении моего помощника Владимира Шкребы и четырех футболистов, которых я привел в клуб. Шкребу решили уволить, игроков выставить на трансфер. Получилось так, что период заявок закончился, а людей просто выбросили на улицу. Я не мог этого стерпеть.
— Причину такого шага вам объяснили?
— Сказали, что надо принимать какие-то решения в условиях, когда команда демонстрирует неудовлетворительные результаты.
— Почему вина пала именно на этих людей?
— Это надо у руководства спросить. Шкреба, например, проработал в «Динамо» всего двадцать дней. Трудно сказать, чем он мог провиниться. Два игрока, которых я пригласил, не провели за «Динамо» ни одного матча. Их, однако, забраковали.
— Сталкивались когда-нибудь с таким отношением?
— Конечно нет. Никогда такого не было, чтобы без согласования с главным тренером принимали решение об увольнении людей. Тем более что в команде было много травмированных. И могло так получиться, что в игре с «Ротором» (18 апреля. — «Спорт») пришлось бы включать в протокол зеленую молодежь. А игры от нее сегодня ждать нельзя.
— Может, таким образом руководство хотело подтолкнуть вас к отставке?
— Сложно об этом судить. Все может быть.
— Пытались объясниться с начальниками «Динамо»?
— Когда меня только оповестили об этом, я выразил свое несогласие. Потом обдумал ситуацию и понял: раз такое решение принимается, значит, дальнейшее сотрудничество ни к чему хорошему не приведет. Да и потом как я могу предать футболистов, коллегу, с которым рука об руку проработал двенадцать лет в высшей лиге?
Команда не успела сыграться
— Насколько вам комфортно работалось в «Динамо»?
— Отношение президента клуба (Леонид Цапу. — «Спорт») ко мне было очень хорошим. Он делает для команды все, что в его силах. Конечно, если рассмотреть инфраструктуру «Динамо», то мы увидим: у клуба нет своей базы, нет своего поля. Тренироваться на запасном поле «Петровского» нам разрешали только в десять утра. Другого времени не было. Ребята вынуждены были рано вставать, приезжали голодные. Это очень неудобно. Искусственный газон там уложен не самого лучшего качества. Конечно, руководство старалось. Обеспечивало нам проживание в гостинице Академии имени Платонова на сборах. Но питание там не очень хорошее. И другие неудобства есть. Все это сказывалось на подготовке.
— Хотели бы по-другому строить тренировочный процесс?
— Хотел проводить две тренировки в день. Такой возможности не было. Сейчас вот команда будет играть на выезде на естественных полях. А где она будет к ним готовиться? Это же тоже надо учитывать.
— Трудности настигли вас уже «по ходу пьесы». Не подозревали, что можете с ними столкнуться?
— Я, в принципе, был к ним готов. И считаю, что главная причина неудачного старта другая. Команда собралась в том составе, в котором играла, за десять дней до начала чемпионата. Я говорил генеральному директору «Динамо» (Владислав Алексеев. — «Спорт»): будут проблемы. Их просто не могло не быть. Команда должна сыграться, понять мои идеи, тактические замыслы. Не сразу же все происходит! И все равно, считаю, нам удалось изменить качество игры «Динамо» в лучшую сторону по сравнению с прошлым годом. Команда на правильном пути. И руководство, прощаясь со мной, в принципе, поблагодарило за то, что я собрал коллектив, с которым можно двигаться дальше.
— Если с президентом «Динамо» у вас было взаимопонимание, то как складывались отношения с гендиректором? Тренерам приходится общаться чаще с ним.
— Ну мы с ним как бы на разных полюсах. У Алексеева свой взгляд на то, как нужно существовать в футболе. Я его не разделяю. У нас были расхождения по различным вопросам: как строить игру, как вести тренировочный процесс. Еще я считаю, что никто не вправе вмешиваться в работу главного тренера. Но все равно решение об отставке — только мое. Никто меня не увольнял, не предлагал писать заявление. Расстались по обоюдному согласию. Никакой компенсации не требовал. Мне заплатили за ту работу, которую я провел.
— На что сможет рассчитывать «Динамо» в чемпионате?
— Видел, что команда прибавляет от игры к игре. Думаю, ее ждет неплохое будущее. По крайней мере динамовцам по силам выполнить задачу, которую ставили: войти в десятку.
— Григорий Михалюк, которому всего 23 года, справится с обязанностями главного тренера?
— Он, конечно, не имеет опыта тренерской работы. Но там есть Алексеев, который будет им руководить.
— Когда можно ожидать вашего следующего появления на тренерском мостике?
— Я прежде всего хочу поблагодарить болельщиков, журналистов, приходивших на матчи «Динамо». Относились ко мне очень доброжелательно! Жалею, что не получилось творческой работы в Петербурге, где я всегда мечтал тренировать. Конечно, как только появится возможность, вернусь в футбол.