• Бывший главный тренер «Зенита» Борис Рапопорт: «Как попасть в «Зенит» из «Питера», «Руси» и «Петротреста»?»

    26.07.12 16:03

    Бывший главный тренер «Зенита» Борис Рапопорт: «Как попасть в «Зенит» из «Питера», «Руси» и «Петротреста»?» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Впервые с 2006 года петербургский футбол снова представлен четырьмя командами мастеров: «Зенит» — в РФПЛ, «Петротрест» — в ФНЛ, «Русь» и «Питер» — во втором дивизионе. К чему приведет подобная массовость? Даст ли она дополнительный толчок в развитии питерского футбола? Ответить на эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью «Спорту» попытался Борис Рапопорт, работавший в свое время в «Зените» на различных тренерских и руководящих должностях.

    В Питере много…

    — Я положительно отношусь к тому факту, что наш футбол снова представлен во всех трех профессиональных лигах России, — сказал Рапопорт. — В Петербурге есть много детско-юношеских школ со способными мальчишками. Каждый год выпускается достаточное количество ребят. Чем больше будет команд в городе, тем меньше юным футболистам придется уезжать. При нормально поставленной учебно-тренировочной работе это позволит сохранить их в Петербурге. Быть может, кто-то из них заиграет не только в «Питере», «Руси» и «Петротресте», но и на более высоком уровне. От нашего города вполне могли бы играть и две команды в премьер-лиге.

    — Будет ли и дальше увеличиваться число команд мастеров? Или скорый мировой финансовый кризис все вернет на круги своя?
    — Это достаточно опасные прогнозы. Никогда нельзя предугадать, как дальше будут развиваться события. Сегодня развитие таких команд, как «Питер», «Русь» и «Петротрест», — это желание частных лиц заняться футболом. Не хочу называть это бизнесом. Ведь люди тратят свои собственные деньги и помогают развитию футбола. Дай бог, чтобы они могли это делать как можно дольше. Конечно, футбол неразрывно связан с нашей жизнью, с экономической ситуацией. У людей должен быть твердый бизнес, возможность спокойно и уверенно зарабатывать деньги. Причем свободные деньги, которые можно вкладывать не только в футбол, но и в другие виды спорта. К сожалению, сейчас мы видим не самую радостную картину. Многие команды снимаются с соревнований. Своих представителей теряют премьер-лига, ФНЛ. Про второй дивизион вообще не говорю.

    …на «Западе» мало

    — Впервые в истории российского футбола зона «Запад» второго дивизиона представлена всего четырнадцатью командами.
    — Совершенно верно. В конце 1990-х годов я работал в качестве главного тренера в петербургском «Динамо» и череповецкой «Северстали». Припоминаю, были времена, когда число команд переваливало за двадцать.

     

    — Сейчас всего четырнадцать.
    — Это очень мало. 26 матчей, 1–2 игры на Кубок, и все. Дай бог, чтобы руководители «Питера» и «Руси» и дальше помогали футболу во втором дивизионе.

    — Областной «Руан» громко заявил о своих целях, но неожиданно притих. «Метеор-Автово», судя по всему, оказался более последовательным. А что же будет с «Динамо»? Весной болельщики написали письмо на имя главы Спорткомитета Юрия Авдеева. Возможно ли очередное возрождение легендарного коллектива, хотя бы на любительском уровне?
    — В свое время я провел за динамовский коллектив немало игр, возглавлял его. Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда «Динамо» было популярнее «Зенита». Это историческая команда, в ней играло много замечательных футболистов. В том числе и уровня сборной СССР. Разумеется, «Динамо» должно быть. Но тут есть определенные нюансы.

    — Какие именно?
    — Когда я руководил им, было непонятно, кто должен финансировать «Динамо». Раньше клуб относился к МВД и другим внутренним органам.

    — Сегодня они не в состоянии содержать команду?
    — Очевидно, что «Динамо» должны заниматься какие-то частные инвесторы. Но для того, чтобы его кто-то взял и возродил, необходимо отдать инвестору в свое пользование динамовский стадион. Если этого не произойдет, я не верю в возрождение команды. Словом, нужно создать новый футбольный клуб, которому будет передан стадион «Динамо». Неплохо сюда же включить базу в Васкелово, где в свое время я еще сам готовился. Ну а за здорово живешь, из-за одного только названия никто команду не возьмет. Если у нее будет своя собственность, тогда возрождение возможно.

    Аналогии с «Динамо» и «Жемчужиной»

    — А как же ситуация в «Жемчужине»?
    — Ее президент Дмитрий Якушев, с которым я проработал несколько лет, вложил очень большие средства. Для создания же базы клуб ничего не сделал. Не было ни своего стадиона, ни своей школы. Вернее, были, но в аренде. За все надо было платить — тренировки, питание, проживание. В результате у владельца возникли проблемы с бизнесом. Команда, находившаяся уже на пороге премьер-лиги, была вынуждена сняться с ФНЛ. Я вернулся в Петербург.

    — Чем вам запомнился Сочи?
    — У меня были очень интересные три года работы. Я был увлечен идеей создания в городе команды уровня премьер-лиги. Увы, «Жемчужина» была оторвана от реальности. Кроме названия, она ничего не имела. Дополнительных инвесторов для развития клуба не нашлось. Хотя Якушев очень активно вел поиски и болезненно воспринимал слухи о возможном снятии команды. Сочи — южный регион, где есть возможность круглогодично заниматься футболом, но нет команды.

    — Нонсенс!
    — В Питере в 1990-е годы в определенной степени было то же самое. Снова вспоминаю два года работы с «Динамо». Глубокую благодарность могу выразить покойному ныне вице-губернатору нашего города Валерию Малышеву. Только благодаря ему мы продолжали жить.

    — Потом появился Сергей Амелин.
    — Известный строительный предприниматель, благодаря которому «Динамо» даже боролось за выход в премьер-лигу. Но потом все рухнуло. У клуба должен быть серьезный фундамент. Только тогда он возродится. К сожалению, на данный момент у меня нет оптимизма на этот счет.

    Нужно объединиться

    — Сотрудничество клубов — это, судя по всему, несбыточная мечта питерского футбола?
    — Между клубами должно быть тесное сотрудничество. Возможно, у них есть какие-то общие варианты развития бизнеса. Тогда они смогли бы контактировать. Команды не умирали бы, а хотя бы объединялись.

    — Как создать клуб при нынешних финансовых потоках?
    — Это не так-то просто. Здесь словно политическая демократия в нашей стране. Все понимают, что демократам стоило бы объединиться. Но существуют внутренние препоны, борьба за то, кто будет руководить. В результате демократическое движение достаточно размыто, несобранно и давно уже не представлено в Государственной думе.

    — То же самое и в питерском футболе?
    — В Питере людям надо объединяться. Для того чтобы создать еще один мощный клуб. Я работал в «Зените» в те времена, когда у команды не было такого серьезного хозяина, как Газпром. Существовали большие проблемы. Сегодня у сине-бело-голубых трудностей нет. Клуб крепко стоит на ногах, являясь действующим чемпионом России. Словом, создание еще одной команды на уровне премьер-лиги вполне возможно.

    — Что для этого необходимо?
    — Серьезные финансовые вложения. Без них ничего не получится. А объединение, не в обиду им будет сказано, этих небольших организаций, конечно же, не позволит им высоко подняться. Хотя «Русь» сегодня декларирует создание базы, школы, строительство стадиона. Дай бог, ведь тогда они будут развиваться в правильном направлении. Но сегодня важно наличие у клубов серьезных финансовых хозяев, спонсоров и так далее. Я убежден в том, что профессиональные команды должны быть частными. Для бизнеса в этом случае необходимы серьезные преференции для того, чтобы хозяева клубов не просто так им занимались.

    — Кто же им поможет?
    — Их регионы, города. Словом, сегодня должно быть объединение или взаимосвязь команд. Потому что поодиночке ни одна из них высоко не поднимется. Это понятно всем, кто занимается футболом. Для достижения результата нужно иметь серьезный финансово обеспеченный клуб.

    До Москвы нам далеко

    — Не превратимся ли мы в Москву, где каждый болельщик «Спартака» ненавидит фанатов ЦСКА, и наоборот?
    — Для того чтобы обсуждать подобный вопрос, нужно создать еще несколько команд, которые конкурировали бы между собой. Сегодня «Зенит» настолько далеко оторвался от всех в Питере, что я никого не вижу из числа тех, кто смог бы составить ему конкуренцию.

    — А как же лозунг «Один город — одна команда»?
    — Он не совсем правильный, хотя я отдал «Зениту» очень много лет, работая на различных должностях. Был и главным тренером, и спортивным директором. Можно болеть за любую команду. Если второй питерский клуб будет играть с московским, неужели наши болельщики станут болеть против него? Для меня это очень странно. Болельщиков нужно воспитывать. Не должно быть противоборства между людьми, которые болеют за разные команды.

    — В столице оно присутствует.
    — Это неправильно. Мне нравятся поклонники «Локомотива», потому что в этом плане они ведут себя более спокойно. Ну будет у нас еще один клуб. Пожалуйста, болейте за «Зенит». Никто не призывает вас болеть за другую команду. Если появится еще один клуб, то почему он не сможет растить для себя своих болельщиков? Пусть в Питере появится еще одна команда в премьер-лиге. Ничего страшного в этом я не вижу. Наоборот, будет только хорошо.

    Разные задачи

    — Какого результата ожидаете в стартовавшем сезоне от «Питера», «Руси»?
    — Полагаю, они будут достойно выглядеть во втором дивизионе. Видел их матчи и не могу сказать об их неконкурентоспособности. Вряд ли они претендуют на выход в ФНЛ. Да и сами клубы наверняка не ставят таких задач. Тем не менее «Питер» и «Русь» должны и будут развиваться.

    — Ну а что же «Петротрест»?
    — Перед ним стоит очень сложная задача. Команда играет практически тем же составом, что и во втором дивизионе. И все же при правильной организации все возможно. Я с большим уважением отношусь к президенту клуба Леониду Цапу, который давно держит команду на средства собственной компании. Футболистам все выплачивается согласно контракту. У «Петротреста» никогда нет долгов.

    — Это настраивает на оптимистический лад?
    — Да. С другой стороны, ФНЛ — очень серьезный турнир, где выступают опытные и стабильные клубы. Надеюсь и желаю, чтобы с третьей попытки (дважды «Петротрест», один раз «Динамо». — «Спорт») Леонид Иванович сохранил свою команду в первой лиге. В клубе есть немало питерских ребят. Они должны мужать и расти. Последняя игра в Красноярске показала это. Для Петербурга очень важно, чтобы «строители» сохранили свои позиции в ФНЛ.

    Главное — доверие

    — Возможна ли в ближайшее время подпитка игроками из «Питера», «Руси» и «Петротреста» для «Зенита»?
    — Это нереально. У Зенита» сейчас очень высокая планка, клуб ставит перед собой серьезные задачи. Для того чтобы подготовить игрока для зенитовской «основы», его туда нужно подводить, ему нужно доверять. И главное — надо хотеть, чтобы он попал туда. Если бы в начале прошлого десятилетия у «Зенита» не было такой задачи, сейчас бы он не имел собственных воспитанников. Потому что они могли бы закончить играть, никуда не поднявшись.

    — Кого вы имеете в виду?
    — Малафеева, Денисова, Быстрова, Аршавина, Кержакова. Нужно доверие. Для начала необходимо разобраться, есть ли у молодого футболиста потенциал. Не хочу никого обидеть, но 16–17-летние выпускники школ — еще «полуфабрикаты». У нас северный город. Ребята взрослеют несколько позже. Как минимум на два года. Для того чтобы они заиграли, выросли в современных зенитовцев, необходимо терпение.

    — А дальше?
    — Их нужно вести, они должны находиться в очень хороших футбольных руках, в хорошем тренировочном процессе. Главное — доверие. Если его не будет, никто не заиграет. За спиной нынешних питерских воспитанников, выступающих в «основе» «Зенита», я пока никого не вижу. Нет тех, кто бы выступал на их уровне. Представьте, сколько сегодня стоит Игорь Денисов?

    — ?
    — Думаю, зенитовскому руководству нужно заплатить огромные деньги для покупки равноценного игрока. А ведь Денисов был подготовлен здесь. Если задаться целью, можно посчитать, во сколько вылилась его подготовка через футбольную школу, дубль и основной состав. Поэтому говорить о том, что кто-то из «Питера», «Руси» и «Петротреста» может сегодня попасть в «Зенит», — это утопия.

    Нужна взаимосвязь

    — Но если ничего для этого не делать, так ничего и не будет.
    — Наверное, у зенитовцев должна быть какая-то взаимосвязь с этими клубами. Все-таки в молодежном составе у Анатолия Давыдова ребята варятся в собственном соку. Да и турнир там юношеской направленности, появились игроки 1994–1995 годов рождения. Хотя некоторые команды используют игроков в основном составе. Словом, «Зениту» нужна взаимосвязь с «Питером», «Русью» и «Петротрестом». Или еще какой-нибудь самостоятельный клуб для того, чтобы футболисты могли продолжать свое образование. Если нет прямого пути школа — «молодежка» — основной состав, по которому в свое время прошли Денисов и Быстров, то можно, например, по-другому: молодежный состав — команда ФНЛ или второй лиги — «основа».

    — Так ведь в свое время в Петербурге во втором дивизионе был «Зенит-2», потом появилась «Смена-Зенит».
    — Возможно, сейчас у зенитовцев есть соблазн не готовить игрока, а купить уже готового. Ну что я могу сказать? Подобная философия также может быть принята. Обидно другое: у нас в детских школах много способных ребят. Все-таки питерские клубы в определенной степени могут комплектоваться своими воспитанниками. Во втором дивизионе вообще должны играть все свои. В ФНЛ их должно быть большинство. «Зенит» — другая величина, которая не может сейчас комплектоваться только петербургскими выпускниками. Но и без них «Зенит» не будет «Зенитом». Все-таки на протяжении 70 лет в команде выступали игроки, подготовленные в Ленинграде-Петербурге. Свой футболист — это очень важно. Взять, например, «Реал» или «Барселону». Жаль, но сейчас не много надежды на то, чтобы в клуб попадали свои воспитанники, играющие в первой и второй лигах.

    Создавайте пирамиды

    — Неужели в Петербурге никогда не появится так называемая футбольная пирамида? В том же питерском хоккее она существует уже четыре года.
    — Пирамиду должен строить каждый клуб. Все-таки есть команды, которые не захотят стать частью «Зенита». У них есть свой бизнес, мотивация, интерес. Сам же «Зенит» может создать для себя такую структуру. Это задача руководителей, работников спортивных служб, которые должны довести игрока до основного состава. Вот именно они и должны создавать такую пирамиду. Конечно, тот же «Петротрест», может, и не захочет в нее вливаться, выбрав путь самостоятельного развития.

    — Замкнутый круг?
    — Поймите, люди, вкладывая свои деньги в клуб, хотят сами им руководить. Они не захотят, чтобы их командой управлял кто-то другой. Отсюда могут возникнуть профессиональные отношения. Если появляется хороший игрок и он заинтересует «Зенит», то сине-бело-голубые выплатят определенную компенсацию за его подготовку и заберут его. Конкурировать в такой ситуации любому питерскому клубу с главной командой города очень сложно. Еще раз повторюсь: централизованную пирамиду «Зенит» должен создавать сам. Именно для себя. Тем же путем могут пойти «Питер», «Русь», «Петротрест», которые создадут договорные отношения с городскими или областными школами. Они могут заявить свои фарм-клубы в первенство Северо-Запада, в городское соревнование среди мужских команд. Пусть и пониже уровень, но все же пирамида.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»