Тренер олимпийских чемпионов Сеула имеет хорошее представление о шотландском футболе. Во-первых, многим до сих пор памятен матч сборных СНГ и Шотландии на чемпионате Европы 1992 года, после которого наша команда не вышла в плей-офф, сенсационно уступив — 0:3. Во-вторых, Анатолий Федорович работал в клубе «Хартс» из Эдинбурга и неплохо знает «тартановые» футбольные реалии.
С «Фиорентиной» было бы интересней
— Изначально думал, что в финал выйдет все-таки «Фиорентина» — ее сравнительные характеристики выше, чем у «Рейнджерс». И если бы в Манчестер отправились итальянцы, игра 14 мая могла бы быть намного более интересной, но в то же время и более сложной для «Зенита». Но и «Рейнджерс» недооценивать не стоит, тем более что команда проводила полуфинал не в основном составе, и к решающему матчу ее должны усилить несколько игроков. Также надо помнить, что шотландцы прошли через Лигу чемпионов, у них есть опыт. Что касается организации их игры, то о ее высоком уровне свидетельствуют как раз два матча против «Фиорентины». Структура игры «Рейнджерс» такова, что в манчестерском финале нам вряд ли предстоит рассчитывать на скоростной футбол, который как раз является козырем «Зенита». Встреча будет вязкой, питерцам придется преодолевать массированную оборону соперника и, кроме того, выдерживать экзамен по умению вести единоборства. Именно это и является одним из выдающихся качеств всех британских команд.
— «Рейнджерс» прошел три этапа еврокубков, сыграв при этом три раза на своем поле 0:0. Наверное, имеет смысл говорить о системе?
— Безусловно. Этот клуб в еврокубках играет на контратаках, вперед идут лишь два-три игрока. Есть Кузен (был удален в полуфинале и пропустит матч с «Зенитом». — «Спорт»), есть Даршевиль, но особое внимание я бы обратил на Начо Ново. Его я хорошо знаю, поскольку он уходил в «Рейнджерс» именно из «Хартс», о чем я в свое время очень сожалел. У него отличная индивидуальная техника, прекрасная скорость, и испанца ни в коем случае нельзя недооценивать.
— Как менялся «Рейнджерс» на протяжении нескольких лет с точки зрения манеры ведения игры?
— В целом стиль был всегда одинаков. Начиная с финала Кубка кубков 1972 года, когда шотландцы обыграли московское «Динамо», затем в товарищеском матче моего уже «Динамо», победившего 1:0 в гостях, наконец, возьмем игры «Рейнджерс», которые я смотрел с участием наших ребят — Михайличенко, Кузнецова, Канчельскиса. На основании этого опыта скажу, что главное, что воспитывают в себе игроки «Рейнджерс», — это дух победителей. Недооценивать сей факт никак нельзя. По идее, названием «Глазго Рейнджерс» сейчас нельзя испугать ни одну команду, но в этом и кроется подвох.
Победа станет великим подарком
— Были ли схожие принципы с игрой «Рейнджерс» у сборной Шотландии, с которой ваша команда СНГ встречалась в 1992 году?
— Мы еще до того поединка в Швеции играли с шотландцами на их поле товарищеский матч и выиграли. Казалось бы, должны были выиграть и на чемпионате Европы, ведь шотландцам к тому моменту уже ничего не было надо. Потом понеслось, что соперники якобы были во время матча пьяными, что было оскорблением в первую очередь именно в адрес игроков сборной Шотландии, которые являлись истинными профессионалами. Когда мы с «Хартс» ездили на игры, то забирали некоторых футболистов на матч по пути из дома на стадион, а с кем-то и вовсе встречались на стадионе — никаких сборов не было! Это свидетельствует о профессионализме игроков в Шотландии. А в Швеции в 92-м за моей спиной разыграли интригу, а соперников сделали «пьяными», чтобы унизить наши предыдущие достижения, чтобы заставить людей забыть о том, что до этого мы сыграли вничью с чемпионами мира и Европы. Если же брать ту игру, то Шотландия тоже играла на контратаках плюс очень быстро забила нам два невероятных гола с дальней дистанции, причем один залетел рикошетом от штанги и Харина, а второй от ноги защитника. Но самое главное, что наши соперники тогда понимали степень своей ответственности перед болельщиками. Они проиграли два матча и переживали: как же мы вернемся домой без единой победы?!
— Будут ли у «Зенита» заведомые преимущества перед соперником?
— Я бы в первую очередь говорил о подготовке. Сейчас мы создаем очень хорошие условия для питерцев, переносим матчи, для того чтобы они могли целенаправленно готовиться к финалу, тогда как «Глазго» играет через два дня на третий. Для европейской практики такая ситуация противоестественна, но именно это является для игроков «Зенита» подтверждением того, что они играют не только за клуб, но и за всю страну, для которой их победа в Кубке УЕФА стала бы великим подарком.
Адвокат хорошо знаком с «рейнджерами»
— Как должен, по-вашему, играть «Зенит» в финале, учитывая, например, ту же дисквалификацию Погребняка?
— Проблема, конечно, налицо. Но с другой стороны, потенциал команды таков, что питерцы и без Аршавина могут справляться с «Баварией». Если есть командная игра, то потеря одного человека не сказывается на действиях коллектива. К тому же финал — это особая игра, в которой нет права на ошибку, это касается обеих сторон. И «Зениту» ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации, нужно быть готовыми не отвечать сопернику на грубость. Игра-то будет проходить практически в Шотландии — сами посмотрите, какое незначительное расстояние между Глазго и Манчестером.
— Адвокат уже сказал в прессе, что уверен в победе в финале. Это психологические игры?
— У Адвоката есть основания так говорить, ведь он очень хорошо знает «Рейнджерс». Хотя опять же следует сделать поправку на фактор финала, когда многие футболисты способны сыграть выше своего уровня. Но в том, что говорит тренер «Зенита», я не вижу ничего предосудительного. В конце концов, он настроен на победу, и было бы странно, если бы было по-другому.
— Ваше короткое резюме: чем закончится финальный матч?
— Думаю, что все-таки победит «Зенит». Эта команда уверена в своих силах, по ходу турнира улучшала качество игры. Плюс ей сопутствовала удача, которую, в свою очередь, питерцы склонили на свою сторону именно уверенностью в себе. От себя лично желаю «Зениту» победы!