Сегодня матчем в Туле «Зенит» стартует в новом чемпионате России. А ровно через неделю отечественная премьер-лига пожалует и на невские берега. Впрочем, уже сейчас известно, что первый домашний матч чемпионата, независимо от качества игры и итогового счета, футбольным праздником не станет. Ибо давно и всеми (даже КДК, наверное, в глубине души согласится) признано, что матч при пустых трибунах — верх бессмыслицы. Но решение принято, и его надо выполнять. О том, что надо делать, чтобы подобное не повторилось, мы поговорим с человеком, который долгое время отвечал за безопасность на футбольных стадионах и хорошо знаком с проблемой изнутри.
Насилие порождает насилие
— Сразу после окончания скандального матча «Зенит» — «Динамо» в мае этого года появилась масса предложений, что же делать с фанатами, — вплоть до расформирования «Виража».
— Знаете, все эти предложения напоминают индийскую притчу про семерых мудрецов, которым завязали глаза и дали потрогать слона, а потом спросили: «Что это?» Один, ощупав хобот, сказал: «Это змея». Другой, взявшись за ногу, сказал: «Это колонна» — и т. д. То же самое происходит сейчас и с проблемой организации проведения футбольных матчей. Предлагают задействовать видеокамеры, вернуть полицию на стадионы, внедрить агентов в ряды фанатов, запретить пожизненно посещать матчи отдельным нарушителям и еще, еще, еще!
— А разве этого не нужно делать?
— Насилие порождает насилие. Вспомните, что делали «вежливые вооруженные люди». Но чтобы не оказаться в роли «индийских мудрецов», необходимо на национальном уровне разрабатывать комплексную систему организации безопасности в целом, направленную одновременно на улучшение условий пребывания зрителей на матче и на заботу об их комфорте. Каждая из этих мер по отдельности не даст необходимого результата. Представьте, что бы творилось на футбольном поле при массовом выбегании «Виража», если бы туда вошла полиция в «тяжелом» снаряжении?
Безопасность — определенная философия
— Какой же рецепт?
— Немного отступлю от конкретного случая с «Зенитом». В свое время в «Локомотиве» руководством клуба при непосредственном участии тогдашнего президента Николая Наумова была принята специальная программа по работе с болельщиками, основанная на мировом опыте и включающая много своих наработок. Кстати, англичане выстроили свою систему тогда, когда осознали, что безопасность — это не только свод правил, а прежде всего набор действий и определенная философия. Причем каждый участник процесса должен искренне считать эту систему правильной и должен прилагать все возможные усилия для ее реализации.
Сталкиваясь с различными ситуациями, мы каждый раз собирались и долго анализировали сложившуюся проблему, а затем находили эффективное решение.
Потом в РФС на основе этой программы была разработана методика по работе с болельщиками, которая была разослана в клубы. Если коротко, то работа должна содержать три составляющие: воспитательную, регламентирующую и профилактическую.
В этом контексте воспитание — это создание системы лояльности болельщиков по отношению к клубу, формирование единых устремлений и системы ценностей. В клубе была разработана отдельная программа, игроки и тренеры записали специальное обращение к болельщикам о том, что они против насилия на трибунах, что футбол — это объединяющая и созидающая сила. На встречах с болельщиками были расставлены акценты, и файеры оказались вне установленной системы ценностей.
— И что, они поняли это сразу?
— Нет, конечно, но с течением времени многие принимали. Много усилий было потрачено на выявление виновников в нарушении общественного порядка. Но через год работы все случаи нарушения общественного порядка имели своих «героев». Даже если человек на протяжении нескольких матчей приходил на стадион в состоянии алкогольного опьянения, мы брали его на заметку и проводили профилактическую беседу с привлечением фан-актива.
— В этом была ваша главная цель?
— Наша цель была в том, чтобы создать в среде фанатов обстановку нетерпимости к таким случаям нарушения порядка. И здесь вступает вторая составляющая — регламентирующая. В «Локомотиве» при покупке абонемента болельщик заключает договор, по которому он обязуется соблюдать предложенные клубом правила и в котором предусмотрена ответственность болельщика за их нарушения, а также льготы, которые обладатель абонемента получает при соблюдении этих простых правил. Более того, была разработана система баллов за различные нарушения, и при наборе определенного количества этих баллов действие абонемента могло быть приостановлено на определенное время. Естественно, для этого необходимо создавать базу данных болельщиков. А потом уже профилактическая функция: видеофиксация, контроль на трибунах, проход через турникеты. И, естественно, принцип неотвратимости (наказания).
Для СКА нет разделения на фанатов и болельщиков
— Красивая картинка, но возможно ли это в наших условиях?
— Возможно. У нас, в «Локомотиве», в период действия этой системы, по данным МВД, за полгода не было ни одного случая нарушения общественного порядка ни на домашних, ни на выездных матчах!
— Вы говорите о воспитании. Но у фанатов есть свое понятие о поддержке любимой команды!
— Вот здесь главная задача клуба — принять определенную позицию и продвигать ее в ряды фанатов и всех болельщиков. Возьмем пример КХЛ. Для СКА нет разделения на фанатов и болельщиков. Там все — зрители, они болеют за любимую команду по правилам, предложенным клубом, поэтому Ледовый почти всегда полностью забит, люди ходят семьями и получают удовольствие. Такая же задача стоит перед футбольными клубами. И это задача не только службы безопасности клуба, а всех департаментов: PR-службы, отдела по работе с болельщиками и даже коммерческого департамента. И только при таком комплексном подходе мы сможем в будущем создать настоящий футбольный праздник.
Личное дело
Юрий Анатольевич Бурунов
Родился 2 августа 1969 года в Ленинграде
Окончил Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени Герцена по специальности «физическая культура» и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет по специальности «экономика и управление на предприятии»
Офицер безопасности ФК «Зенит« (2003–2007)
Директор службы безопасности ФК «Локомотив« (2008–2011)
Возглавлял отдел по безопасности и работе с болельщиками РФС (2011)
Участвовал в обеспечении безопасности при проведении финала Лиги чемпионов в Москве (май 2008-го).