При внешнем спокойствии первая половина чемпионата запомнилась несколькими послематчевыми стычками арбитров с недовольными их работой тренерами. Как отработали арбитры в первой части сезона? Что нам ожидать от приглашения на должность главы судейского корпуса итальянца Роберто Розетти? Какую пользу уже принесло украинскому футболу кураторство судейского корпуса Пьерлуиджи Коллины? Почему канули в Лету времена, когда на ключевые матчи приглашали иностранных рефери? На эти вопросы в эксклюзивном интервью «Спорту» ответил рефери ФИФА, в настоящее время — директор и преподаватель Академии спортивного арбитра Николай Левников.
Остудить гнев поправкой к регламенту
— Николай Владиславович, чем запомнилась певая часть сезона?
— В первую очередь появлением нового лидера. ЦСКА выступил стабильнее других и полностью заслужил первую строчку в таблице. Начало второй части чемпионата обещает быть очень интересным: сможет ли армейцам навязать серьезную борьбу «Зенит», который в первом круге несколько пробуксовывал?
— C чем связываете высокую плотность в верхней части таблицы?
— Это не так уж и удивительно. Во-первых, многие команды поставили перед собой высокие задачи, подкрепили их серьезными приобретениями и стремятся к их выполнению. Сыграли свою роль и открытия чемпионата — например, Дан Петреску, который вывел на новый уровень «Кубань». Здорово укрепился «Анжи», из аутсайдера быстро превратившийся в одного и соискателей высоких мест. Кроме того, многие наши клубы, видимо, поняли, что бороться за выход в еврокубки очень выгодно. Ведь если ты получаешь путевку хотя бы в Лигу Европы, это и прямые денежные поступления от УЕФА, и возможность привлечь дополнительных спонсоров. Все это, на мой взгляд, и поспособствовало увеличению интриги.
— Каким вам показалось судейство в первом круге?
— В целом арбитры отработали на достойном уровне. Нареканий в их адрес со стороны болельщиков и специалистов было немного.
— Тем не менее несколько раз тренеры были крайне недовольны работой судей и не стеснялись выражать свои эмоции сразу после матча...
— Не думаю, что это конструктивный метод общения. Если тренеры хотят обратной связи от арбитров, то следует выбрать цивилизованный путь. В частности, через прессу. При этом, поймите, я сторонник обратной связи! Считаю, будет правильно, если арбитры, после того как улягутся страсти, спокойно объяснят свои решения и ответят на вопросы, возможно критические. Но сразу после матчей выбегать на поле и по горячим следам выяснять отношения тренеры не должны. На мой взгляд, на них должны повлиять руководители клубов, которые должны объяснить, что таким образом себя вести недопустимо. Надо сказать и о регламенте. Если бы в нем были предусмотрены серьезные наказания, то, думаю, тренеры вели бы себя более уважительно по отношению к судьям.
— Так сколько раз уже тренеров штрафовали, но тем не менее все повторялось вновь и вновь.
— Я думаю, более эффективным наказанием могла бы стать дисквалификация. Так как для любого тренера самое худшее, если он не имеет возможности участвовать в игре.
Егоров не москвич
— Считаете правильным запрет судьям после матчей комментировать свои решения?
— Это правило взяли же не с потолка! Так поступают и в Европе. Давно известно, что судье, как и любому другому участнику футбольного процесса, трудно объективно и правильно объяснить свое решение сразу после игры. Для этого надо, чтобы улеглись эмоции, судья посмотрел запись игры, получил какую-то информацию, и только после этого он может дать какие-то комментарии. По горячим следам что-то обсуждать неправильно.
— Может быть, для того чтобы избежать лишнего негатива, имеет смысл приглашать судей на послематчевые пресс-конференции?
— Думаю, и это неправильная мера. Ведь пресс-конференции проходят сразу же после матчей. На мой взгляд, можно перенять опыт Европы, где на крупных турнирах у арбитров есть пресс-атташе, которые приходят на общение с прессой и что-то комментируют. У нас есть передача «Свисток», где дают комментарии специалисты, а в прессе опытный судья Игорь Захаров тоже дает свои оценки. Я сам всегда готов высказать свое видение моментов с точки зрения правил игры.
— Как относитесь к тому, что Игорь Егоров в первом круге за короткое время судил несколько игр с участием ведущих команд?
— Начнем с того, что в этом году у нас было много травмированных арбитров. Некоторые или завершают, или уже закончили карьеру. Арбитров топ-уровня у нас не хватает, к тому же Егоров не москвич. Поэтому его назначения, как мне кажется, объективно оправданны. Да, судить подряд три-четыре игры высочайшего накала тяжело, но если судья достиг высокого уровня, он к этому должен быть готов.
— Сказывается ли такой плотный график на качестве работы арбитров?
— Посмотрите, как происходит на крупных турнирах. Там судьи сначала работают на сложных матчах в группе, потом, например, в четвертьфинале, полуфинале, а кроме того, судят еще сложные игры в своих национальных чемпионатах. Конечно, очень тяжело приходится в тех случаях, если одну и ту же команду нужно судить дважды подряд или когда сложнейшие встречи выпадают дважды в неделю. Учитывая, что топовым арбитрам, как правило, за сорок, за короткое время очень сложно восстановиться, особенно эмоционально.
Наша коллегия подчинялась РФС
— Вернемся к нашему чемпионату. Кто из молодых хорошо себя проявил в первом круге?
— Мне понравилась работа Мешкова, Лапочкина-младшего, в некоторых матчах порадовал Егоров из Саранска, можно отметить и Арсланбекова. Но вторая часть сезона окажется для них сложнее: придется подтверждать, что ребята не случайно попали на этот уровень.
— Практика приглашения на ключевые матчи иностранных судей уже неактуальна?
— Она никогда не была актуальна. Когда я возглавлял судейский корпус, мы боролись с этим явлением, так как приглашение иностранцев понижало авторитет российских арбитров и укореняло недоверие к ним. Причем не только у нас в стране, но и в мировом судейском сообществе.
— Почему же тогда их все-таки привлекали?
— Это было указание РФС. Мы не могли ничего сделать, ведь Судейская коллегия подчинялась исполкому РФС.
— Такая мера объяснялась желанием избежать разговоров о предвзятости в случае ошибок.
— Я думаю, дело не в этом. Потому что если говорить о предвзятости, то тогда, по логике, наших судей надо было гнать поганой метлой... А в тот момент у нас наступил переходный период. Одни уже закончили карьеру, а новых арбитров высокого уровня еще не появилось. В итоге складывались такие ситуации, что некоторые команды при работе каких-то судей часто проигрывали. И хотя к работе рефери зачастую не было никаких претензий, у представителей этих команд возникало недоверие. Это беда нашего футбола, но из-за неудачной «истории встреч» с кем-то возникало именно такое отношение. К тому же в то время влияние лиги и клубов было очень велико, что позволяло инициировать приглашения иностранцев. К счастью, сегодня такого влияния уже нет и арбитры находятся в полном подчинении РФС.
Сила Розетти и Гарсия в их независимости
— Чего ожидаете от приглашения возглавить российский судейский корпус Роберто Розетти?
— В первую очередь что все будет по закону и справедливости. Ведь и Розетти, и Гарсия Аранда (советник президента РФС по вопросам судейства. — «Спорт») абсолютно независимые специалисты, у них нет никакой истории взаимоотношений ни с арбитрами, ни с клубами, ни с РФС. Но более подробно о каких-то изменениях я смогу говорить после семинара, где увижу, как они сумеют преподнести свои идеи российским арбитрам.
— Почему выбор пал именно на Розетти?
— Не знаю. Об этом надо спрашивать у Сергея Фурсенко. Возможно, сыграли роль взаимоотношения РФС с Федерацией футбола Италии.
— Вообще на такое решение мог повлиять опыт Украины?
— Пока что опыта как такового Украина не имеет.
— ???
— Было сделано то, что практикуется во всех странах, когда туда приезжает зарубежный специалист. Пресса и клубы какое-то время не критикуют судей. И на сегодня можно сказать, что на Украине это произошло. А вот плоды работы Коллины можно будет увидеть в том случае, если в стране появятся очень сильные арбитры, которые будут представлять Украину на серьезных форумах.
— Чем же сильна итальянская школа судейства?
— В первую очередь выстраиванием системы судейства.
— Какой контакт у Коллины с украинскими судьями?
— Итальянец туда приезжает на два дня, просматривает матчи, потом получает материалы, после чего самостоятельно делает назначения. У него там широкие полномочия.
— Это правильно?
— Однозначно. Когда человек на такую должность приезжает со стороны, он, как главный тренер сборной, руководит своей командой. Такая же команда судей и у Коллины. Полагаю, такие же полномочия будут и у Розетти. Мой опыт работы в Казахстане и Белоруссии говорит о том, что без этого трудно выстроить какую-то систему.
— В Европе уважение к судьям больше, чем у нас?
— И намного! Увы, в России так происходит не только в судействе или футболе. Это вообще особенность нашего менталитета — в частности, уважать больше зарубежных профессионалов, чем отечественных. Те из наших арбитров, кто обслуживает матчи в Европе, знают, с каким уважением там относятся к их работе. По сравнению с Россией это небо и земля. Надо признать, отчасти в этом виноваты и сами судьи.
— Чем?
— Тем, что дают повод для этого. Но и СМИ в последние годы почему-то образ судьи рисуют в основном в черных тонах. Главное внимание уделяют ошибкам, ищут в них закономерности, но при этом зачастую забывают, что арбитры такие же люди, как и все остальные.
Николаев и Безбородов еще могут поехать на Евро
— Кто из молодых российских арбитров имеет шансы в ближайшее время закрепиться в Европе?
— Во-первых, у нас пока есть группа судей нормального возраста, которые на хорошем счету в Европе. Это Алексей Николаев, Владислав Безбородов и Сергей Карасев. Из молодых, думаю, Виталий Мешков может вырасти в очень сильного арбитра.
— А из более молодых?
— Как тренеры не любят выделять молодых игроков, так и мне не совсем корректно называть имена молодых ребят. Тем более поскольку, чтобы заявить о том, что ты можешь стать большим судьей, надо сперва начать обслуживать матчи премьер-лиги.
— Есть ли шансы у россиян попасть в список судей, которые будут работать на чемпионате Европы 2012 года?
— Если раньше кандидаты были известны еще за два года до крупного турнира, то сейчас полной ясности нет. Хоть у нас пока нет судей из первой двадцатки топ-класса, но допускаю, что шансы поехать на Украину и в Польшу появятся. Это связано с тем, что за последние годы авторитет РФС в ФИФА и УЕФА заметно вырос. Кстати, одна из задач Розетти и Гарсия — лоббировать интересы российских арбитров. А учитывая их авторитет в футбольном мире, можно надеяться, что кто-то из россиян на Евро все-таки поедет.
— Насколько это вероятно?
— На данный момент, думаю, пятьдесят на пятьдесят. Но это что касается чемпионата Европы. А вот на первенство мира в Бразилию наш арбитр обязательно поедет. Я в этом уверен.
— Если нашим судьям окажут доверие на чемпионате Европы, то кому именно?
— В первую очередь Николаеву, который только что очень хорошо отработал на полуфинале чемпионата мира для двадцатилетних. Возможно, Безбородову, которому сейчас надо не опускать руки, а в каждой игре доказывать, что он соответствует высокому уровню.
— Когда же мы узнаем, поедут ли российские судьи на Евро-2012?
— Думаю, в декабре на заседании судейского комитета УЕФА все станет известно.