Гус Хиддинк, являясь главным тренером сборной России, периодически сталкивался с одним из самых любимых вопросов футбольной и околофутбольной публики. Напрямую на пресс-конференциях, риторически через интернет-пространство, негромко при доверительных разговорах маститого голландца спрашивали, кого из новых игроков он собирается в ближайшее время нарядить в форму национальной команды. Гус, старый лис, говорил о тайных резервных списках, где были те молодые таланты, кто попадал ему на карандаш или в прицел его зрения (форма внимания зависела от литературных пристрастий корреспондентов), но крайне редко называл конкретные фамилии. Пока еще сборная гостила в «Бору», деля пространство пансионата с молодежкой, честолюбивые дублеры нет-нет, да подтягивались к тренировкам основы, а то и вызывались на полноценный сбор. Сабитов, Таранов, Савин, Шишкин, Торбинский, Ребко — компания эта была на слуху, считалось, что все они уже на подходе к сборной, и Хиддинк не только просматривает в деле следующее поколение, но и готовит его для будущих дел путем полного погружения в учебный процесс.
В итоге до главной команды добрался только Торбинский, однако идея постоянного обновления сборной оказалось настолько привлекательной для общественного мнения, что каждая новая фамилия, загоревшаяся на нашем футбольном горизонте, непременно проецировалась на дружину Гуса. И тому снова приходилось превращаться в дипломата, ловко увиливая от вопроса про перспективы, надежды и кадровые сюрпризы.
Но в своем кругу он становился более откровенным. Объяснял в нескольких фразах нынешнюю готовность молодых игроков. Отмечал их достоинства и — что было логично — подробнее разбирал недостатки. Тот самый расширенный список у него действительно был, более того — существовал и другой, где были перечислены футболисты, родившиеся на рубеже восьмидесятых-девяностых, что порождало ощущение готовности Хиддинка к очередной кадровой революции. Одна произошла во второй половине 2006-го; вторая, вполне вероятно, могла растянуться на весь 2009 год.
Так вот, в этом расширенном списке встречались не только игроки, чей вызов в сборную выглядел делом ближайшего времени: Бухаров, Рязанцев, Джанаев. Были там и более неожиданные кандидатуры — такие, как Кокорин. Те, кто успел попасть на карандаш иностранным скаутам, а в России, оценивающей игроков по премьер-лиге да и только, считался слишком сырым футболистом. Кокорин, например, при условии стабильной игры за «Динамо», должен был поехать на майский сбор сборной. Любой желающий может сейчас попытаться угадать, кто еще мог оказаться кадровым сюрпризом, благо варианты имеются.
Не знаю как вам, а мне по ходу чемпионата-2009, особенно в его осенней части, наиболее вероятным казался вызов в сборную Набабкина. Защитник «Москвы» давно дебютировал в премьер-лиге, а при Божовиче и вовсе вырос в одного из лучших бровочников чемпионата. Александр Тарханов, безоговорочно лучший селекционер в отечественном тренерском цехе, восхищался полгода назад Набабкиным в непривычной для себя манере, отмечая и солидность, и объем выполняемой работы, и главное, потенциал для роста.
— Он в этом году впервые глаза от поля оторвал, и сразу какой прогресс, — сиял радостью в глазах Александр Федорович. — Считаю, он уже дорос до сборной. А на следующий год, если и дальше так все пойдет, может из состава Анюкова вытеснить.
Что было дальше, мы знаем. Собственники отказались от «Москвы», не только пустив по ветру замечательную команду, но и развенчав миф о том, что в современной России футбольные клубы должны быть частными. Оказалось, что это не так: частная «Москва» умерла, а не в пример убыточные «Томь» и «Крылья Советов» спасли.
Божович уехал отдыхать на родину. Дмитриев, справившись с поставленной задачей, пошел на повышение. Игроки разбежались кто куда, причем уходили они преимущественно на повышение. Одни повышали свой личный статус, как, например, Амельченко, ставший основным вратарем «Ростова». Другие уходили в более статусные клубы.
Набабкин перебрался в ЦСКА — и в тот момент мало у кого были сомнения, что правый крайний, попавший по итогам сезона в число «33-х лучших игроков чемпионата», приходит к армейцам игроком стартового состава. Одиа давно уже не тот, Шемберас у Слуцкого стал безальтернативным опорником, а Алексея Березуцкого специалисты категорично относят к центральным, а не фланговым защитникам, ссылаясь на требования современного футбола. Молодой, русский, прибавляющий из года в год, Набабкин должен был добавить ЦСКА огня на правой бровке.
Но в новой команде, если говорить об официальных матчах, он оказался ярко выраженным запасным. Даже не просто запасным — а третьим номером в списке правых защитников, после Березуцкого и Одиа. Во время контрольных встреч в межсезонье Набабкин играл, и играл отменно, а в третьем туре в выездной игре с «Анжи» и вовсе стал одним из лучших. Причем играл он через десять дней после травмы, из-за которой не полетел в Севилью, на матч Лиги чемпионов.
И потом снова сел в запас. А в ответном четвертьфинале с «Интером», когда Василий Березуцкий не смог продолжить игру и ушел с поля, на правый край перекроенной обороны ЦСКА вышел не Набабкин, а Одиа. И сыграл так, как сыграл.
Следующий после «Интера» матч с «Аланией» ЦСКА выиграл более чем уверенно. На правой бровке опять не было Набабкина. Там играл Одиа, стремящийся реабилитироваться за две недавние желтые карточки.
Уверен, Слуцкий знает, что делает. Он давно воспринимается нами как человек аналитического склада ума, наперед просчитывающий не одну комбинацию вариантов. Но пока получается странная вещь. Мы теряем игрока, который по итогам прошлого года дорос до уровня сборной — попадание в число «33-х лучших» автоматически дарует футболисту такой статус. Раз он не проходит в состав своего клуба, даже не выходя на замену — о какой сборной в такой ситуации может идти речь?
И ведь Набабкин уходил из «Москвы» задолго до ее официального краха: слух об этом переходе начали обсуждать задолго до того, как он состоялся. Стало быть, его хотели видеть в новой команде, приглашали на конкретную позицию.
Вопрос об аренде Набабкина, насколько известно, пока не поднимался. Хотя, думается, желающие бы нашлись. А время идет, и пока оно работает против него. Как и против Шунина, не менее крепко осевшего в запасе «Динамо», — про которого, только увидев его в деле, Хиддинк сказал всего одно слово: «талантище».
Интересно, что будет дальше. Интересно, сколько Набабкин готов сидеть в запасе, сколько готов его держать там Слуцкий.
Пять туров уже позади. Вроде недавно стартовал чемпионат, а столько времени пролетело.
Ближайшие шесть туров пролетят не менее быстро. Затем — пауза на Кубок мира.
Потом сборную примет новый главный тренер. Которого сразу же начнут спрашивать, кого из новичков он вызовет на первый сбор.
Интересно будет посмотреть на тот список, сравнить его с «расширенным» от Хиддинка.
«История Ильи Казакова» из еженедельника «Спорт день за днем» №14 (14-20 апреля 2010 года).