• Бронзовый призер финала Кубка мира — 2011 Марта Харитонова: «Привезу медаль из Лондона — куплю квартиру!»

    25.05.12 16:13

    Автор: Спорт день за днём

    Восемь лет назад мне, тогда еще начинающему журналисту, поручили представить питерских велосипедистов-трековиков, отправляющихся на Олимпиаду в Афины. Я подошел к делу основательно: поговорил с заслуженным тренером России Александром Кузнецовым (лучшего эксперта, пожалуй, не найти) и даже съездил в гости к родителям мало кому известного Михаила Игнатьева. Что было дальше, все знают. Игнатьев сенсационно взял олимпийское золото. Кто знает, может, я снова принесу удачу? «Спорт» продолжает представление олимпийских видов спорта, и на очереди гребной слалом, где Северная столица находится не на последних ролях. Обаятельная петербурженка Марта Харитонова, специализирующаяся в байдарке-одиночке, призналась в интервью «Спорту», что поедет в Лондон только за медалью, и призвала поскорее построить в Петербурге специальный канал.

    Лодки больше не топлю

    — Одна моя знакомая рассказывала, что влюбилась в тренера по гребле и ради него пошла заниматься этим видом спорта. Что вас сподвигло прийти в слалом?
    — Все произошло случайно. Я два года занималась греблей на байдарке. Была чемпионкой города, но хотелось, конечно, большего. Да еще тренер давил, заставлял делать одну и ту же монотонную работу, что не подходит моему характеру. И вдруг в 2000 году появилась возможность перейти в слалом. Мальчики-слаломисты сказали, что у них нет девчонок, и позвали к себе. Давайте, приходите! Будете ездить по России. А мы, кроме Москвы, ничего больше не видели! Согласились на авось, всего месяц позанимались и поехали на первенство России до 18 лет. Выступили, конечно, не очень хорошо. Но в Питере тогда не было девочек, и нас очень оберегали и всему учили. Например, эскимосскому перевороту, когда лодка переворачивается и нужно сразу вернуться в прежнее положение. Я утопила много лодок, меня часто спасали, но это уже в прошлом. Да и вид спорта у нас не такой травмоопасный, как многие думают.

    — Прежний глава питерского Спорткомитета Вячеслав Чазов рассказывал, что если бы город не закупил вам лодку, весла и полностью не экипировал, то вы бы ничего не достигли...
    — Конечно. Раньше никто не знал, что такое гребной слалом. Мой прежний тренер Валентин Павлович Литвинский постоянно ходил в Спорткомитет и выбивал мне весла и лодку.

    — Почему вы расстались?
    — В 2009 году я поняла, что все из него выжала и стою на месте. А его, напротив, все устраивало. В результате мы мирно расстались. Я случайно сходила на тренировку к Сергею Евдокимовичу Герцию, который вернулся из Пекина, где шесть лет успешно тренировал китайцев. И мы договорились работать вместе. Если бы не он, у меня бы не было такого прогресса.

     

    На 15 тысяч не проживу

    — Город платит стипендию?
    — Мне обещали 30 тысяч, сейчас платят половину минус налоги. А вторую половину за все месяцы должны дать после мая. Матвиенко (экс губернатор Петербурга. — «Спорт») ушла, и нам это аукнулось. Сейчас в основном платит Москва за то, что я нахожусь в сборной России. Иначе я не проживу (смеется).

    — Были предложения выступать за другие регионы?
    — Нет, наверное, думают, что Питер — обеспеченный. Наоборот, со всех регионов везут в наш город. Если будут выгодные условия, то, конечно, я соглашусь. Но пока Питер платит.

    — Нынешний глава Спорткомитета Юрий Авдеев так же помогает, как его предшественник?
    — Я с ним еще пока не знакома. Надеюсь, что в Лондоне что-нибудь выиграю и приду пообщаюсь с ним лично. О нас никто не знает, потому что в Петербурге нет специального канала. Хотя нам достаточно небольшого участка в 300 метров. Ходили слухи, что построят канал в Парке 300-летия Петербурга, в Купчине есть речка, на Лахте хотят что-то соорудить, но это все проекты. Пока мы тренируемся только за границей. В этом году я всего две недели была дома.

    В Англии будет война

    — Что помешало отобраться в Лондон на недавнем чемпионате Европы?
    — Мне поставили штраф за касание ворот, хотя его не было. Я заняла 11-е место, но если бы не 2–3 штрафные секунды, была бы в десятке и уже попала бы на Олимпиаду.

    — Что теперь?
    — Кроме меня на поездку в Лондон претендуют две москвички, сестры Александра и Екатерина Перовы. У меня уже есть одно очко — на чемпионате Европы я была лучшей среди наших. Сейчас будут два этапа Кубка мира. Первый — 8–10 июня в Кардиф-Бее (Англия). Если я там выиграю у своих конкуренток по команде, то получу второе очко и точно поеду на Олимпиаду. В противном случае все решится на последнем этапе Кубка мира (15–17 июня, По, Франция. — «Спорт»). Если будет ничья, то тренеры будут смотреть по последнему результату.

    — В прошлом году вы сотворили сенсацию, взяв бронзу на финальном этапе Кубка мира в Праге. Готовы так же приятно удивить в Лондоне?
    — Олимпийский принцип «главное не победа, а участие» точно не для меня. Поеду биться за медаль, и шансы очень большие. В слаломе можно выиграть, а потом не попасть даже в десятку. На Олимпиаде сначала будет квалификация из двух заездов, надо попасть в 15 лодок. Дальше идет борьба за десятку, а там уже всего одна попытка. Причем все с нуля. Неважно, с каким результатом ты попал в финал, первым или последним. Точно будет война! Моя мама ждет, когда я выиграю что-то серьезное, и у нас наконец появится своя квартира. Я ведь живу в гребном клубе «Стрела».

    — Почему?
    — С мамой тяжело жить. Там и так очень много народу — старший брат, младший, сестра... Я девять лет жила в Центре олимпийской подготовки, но это уже как-то несерьезно. Каждые 40 минут звонки с уроков, двери «бумажные», все слышно. Мне надоело, и я попросила директора «Стрелы» пожить здесь. Он пошел навстречу, и с сентября я переехала. Комнатка небольшая, зато своя, родная. Есть туалет с душем... И отличный стимул на Олимпиаде! (Смеется.)


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»