На этой старой фотографии — выход к полю из легендарного Южного дворика стадиона имени С.М. Кирова. «Место встречи изменить нельзя» — по крайней мере, тогда это было невозможно. Часа за полтора до матча в Южный дворик приезжали команды, журналисты подтягивались сюда еще раньше. Неторопливо обменивались новостями из зенитовского лагеря (слово «инсайд» появится спустя пару десятилетий), узнавали у рефери ФИФА Анатолия Ивановича Иванова, как он встретил судейскую бригаду и чего от нее ожидать, затем встречали футболистов и тренеров, приветствовали друг друга, выясняли, кто сегодня в составе, кто в запасе и почему. То ли потому, что журналистов тогда было мало, то ли игроки были другого нрава и воспитания, но общались они с представителями прессы охотно и дружелюбно, да мы, собственно говоря, и были тогда с зенитовцами одной семьей.
Перед матчем общение в Южном дворике занимало 5–6 минут, не больше. Затем дороги расходились. Журналисты направлялись в пресс-бар (еще одна легенда того периода, о ней мы еще расскажем в этой рубрике), футболисты — в раздевалку. В секретариат направлялись арбирты и диктор управления спортсооружений, легенда (еще одна!) питерского спорта, женщина потрясающей красоты и обаяния Генриэтта Петровна Покровская. Там вторые тренеры команд заполняли стартовый протокол.
Из Южного дворика команды тоннелем выходили на поле под аплодисменты стадиона, нередко в те годы переполненного. Ребята говорили, что овации болельщиков придавали им мощный энергетический импульс. Вглядитесь в их сосредоточенные лица, мысленно они уже в игре.
Два этих русоволосых парня на переднем плане держатся рядом. Они всегда рядом, они на всех сборах и выездных матчах живут в одном номере. Владимир Казаченок и Владимир Голубев — член клуба бомбардиров имени Григория Федотова и один из лучших защитников в истории советского футбола. Форвард — обаятельный рассказчик и балагур, душа любой компании и стоппер — спокойный, молчаливый, удивительно надежный человек, они и сегодня вместе, их дружбе больше трех десятилетий.
На заднем плане взрывной, как и положено бомбардиру, Юрий Герасимов, продолжающий исправно забивать за ветеранов «Зенита». Анатолий Давыдов, он уже выпил перед игрой свой излюбленный крепкий кофе и, как всегда на протяжении четвертьвековой карьеры, к бою готов. Немного жаль его роскошных усов, но и без них наставник зенитовских резервистов выглядит сегодня молодцевато.
Весь в себе Александр Ткаченко — луганчанин недолго выступал за «Зенит», а вот в памяти болельщиков остался надолго. Сергей Швецов (крайний справа на фото) даже дал толчок народному поэтическому творчеству.
А пока они все вместе и выходят на поле. Они идут за бронзой — первой в истории «Зенита».