Тренерский дебют Сергея Овчинникова вызывает в обществе повышенный интерес — не в последнюю очередь из-за незаурядности самого дебютанта. Способен ли великий и ужасный Босс стать в обозримом будущем мудрым Сергеем Ивановичем? Если да, то как скоро? А если нет, то почему?
Тщательно культивируемый «Спортом» плюрализм мнений порождает противоположные точки зрения на этот вопрос.
Мнение сергея бавли
Все против Сергея Ивановича. Из вратарей редко получаются классные тренеры — этот тезис легко опровергать конкретными фамилиями, но… краткость практически неизменного с годами перечня скорее служит подтверждением постулата. Характер Босса хорошо известен. Будучи действующим футболистом, пусть и не рядовым, он неоднократно позволял себе выходки, последствия которых приходилось расхлебывать его тогдашним боссам, чаще всего — Юрию Семину. А теперь он сам босс. И ему создавать коллектив, выстраивать отношения в нем. Но научился ли он владеть собой?
Тренер и игрок — все же разные профессии, пусть одна и вытекает, как правило, из другой. Опыта самостоятельной тренерской деятельности у Сергея Овчинникова нет. Уверен, что никому, и ему в частности, не следует начинать с команды премьер-лиги. Его учитель Юрий Семин начинал с низов. Как Лобановский и Малофеев, Морозов и Романцев… Вот тут как раз перечень длинный.
Вообще-то приятно, наверное, начать сразу с клуба элитного российского дивизиона. Клуб, правда, проблемный. Не уверен, что с ним справился бы и опытный, маститый наставник. Задача столь же очевидна, сколь и сложна, с учетом подбора исполнителей: удержаться в премьер-лиге. Футболист Овчинников с решением подобных задач не сталкивался, даже кратковременный и печальный динамовский опыт вряд ли стоит воспринимать всерьез. Атмосфера в таких командах тяжелая, того и гляди Сергей Иванович может сорваться.
Отношение к молодым тренерам в России не очень-то бережное. Игорь Шалимов, Мирослав Ромащенко, Сергей Алейников, Андрей Чернышев — долго ли им давали порулить? И этот перечень тоже длинный. Даже Сергей Юран, начавший со второй лиги и везде вроде бы все доказывавший, вынужден работать в Казахстане, который, при всем уважении к этому государству, сложно назвать футбольной державой. Но Юран готов работать где угодно, только бы остаться в профессии. Овчинников публично и вслух мечтает о «Локомотиве». Для этого надо сотворить с «Кубанью» чудо, во что я не верю. Если же работа в Краснодаре будет неудачной и недолгой (в местных традициях менять по нескольку тренеров в год), то франтоватому миллионеру Сергею Ивановичу придется либо отправиться в поисках птицы тренерского счастья в российскую глубинку (вряд ли он этого захочет, да и водится ли она там?), либо уйти из профессии.
Мнение Константина Столбовского
Будучи немного, в самой легкой степени знакомым с Сергеем Овчинниковым лично, могу сравнить его с айсбергом. В том смысле, что на виду, на поверхности — верхушка, а все, что не для публики, — весомее, больше, значительнее.
В сезоне-2009 он должен окончательно убить в себе футболиста, и от того, насколько успешно справится с этой задачей, зависит успех всего мероприятия. Не беру сейчас в расчет специальные знания: в данном случае они, на мой взгляд, вторичны. Пока Овчинников проходит по разряду «молодой тренер», куда важнее склонность к трезвому анализу и самокритике, умение создать и поддержать в коллективе правильную атмосферу, найти контакт с каждым футболистом, убедить в своей силе и правоте каждого, кто в чем-то сомневается. А это как раз то, чего у Овчинникова если не в избытке, то в достатке.
Приведу для наглядности одну нетривиальную ссылку. Несколько лет назад вратарь Овчинников за час эфирного времени научил хорошим манерам двух девушек, числящих себя не только сливками российского литературно-кинематографического истеблишмента, но и, возможно, воплощением интеллекта в целом. Никогда не забуду, как Сергей Иванович в иронично-деликатной манере раскатал по экрану телевизора ведущих «Школы злословия» Татьяну Толстую и Дуню Смирнову. Овчинников поведал дамам столько всего интересного — про футбол и не только, что шансов позлословить у них не осталось, а круглолицая красавица Дуня после урока была не раз и не два замечена на трибунах стадиона «Локомотив». Я не стал бы, ей-богу, недооценивать этот факт биографии Овчинникова. Пусть он не имеет прямого отношения к футболу, зато директивно указывает на внушительный педагогический потенциал.
А еще Сергей Овчинников имеет в личном распоряжении такой мощный фактор профессиональной поддержки, как Юрий Семин. Мне думается, что в расписании жизни Семина росту и прогрессу Овчинникова уделено специальное внимание. Киевское «Динамо» и Овчинников — два, возможно, равноценных для Юрия Павловича проекта; Овчинников пользуется не только возможностью, но и полным правом обращаться к Семину за советом в любой ситуации. Это, в сущности, право сына на любовь и внимание отца, вот так. Очень хочется думать, что Сергей сумеет правильно распорядиться щедрым подарком судьбы. Далеко не у каждого Босса, поверьте, есть свой Палыч.