• Бомбардир предпочел Клондайк

    Неразгаданные тайны в судьбе форварда «Зенита» 1970-х годов Александра Маркина

    02.04.15 20:47

    Бомбардир предпочел Клондайк - фото

    Фото: Алена Яшина / «Зенит»

    В советскую эпоху «Зенит» ни наградами не был избалован, ни индивидуальными достижениями футболистов, хотя сильные игроки в команде были почти всегда. Почетнейший приз того времени — «Лучшему бомбардиру чемпионата СССР», учрежденный газетой «Труд», был вручен питерскому форварду впервые в сезоне-1976 (осень). Для молодых читателей: тот сезон по просьбе тренеров сборной страны был разделен на «весенний» и «осенний». Форвард был на загляденье — косая сажень в плечах, весил под восемьдесят, подлинный таран.

    В 1974 году Александр Маркин стал лучшим бомбардиром первой лиги. За свою пермскую «Звезду», которую, к слову, возглавлял экс игрок «Зенита» Николай Самарин, забивал в среднем по голу за два матча, а клуб в лидерах не ходил. Первая советская лига была очень сильным и авторитетным турниром. За ее бомбардиров начинали незамедлительно, как только те в голос заявляли о себе, бороться представители элиты. Как и положено было по тогдашним футбольным неписаным законам, главенствовал принцип республиканской принадлежности. На футболиста из РСФСР Александра Маркина претендовали несколько столичных клубов, но, как ни странно, победил «Зенит», который не мог похвастать финансовым изобилием, хорошими квартирами для игроков и часто выделяемыми автомашинами.

    Пермяк пермяка видит издалека

    В судьбе Маркина неразгаданных тайн хватает, одна из них — выбор клуба. Сам Саша утверждал, что просто очень любит город на Неве. Зная этого бесшабашного парня, в эту версию вполне можно поверить. Ходили, естественно, слухи, мол, капитан «Зенита» Павел Садырин уговорил пермяка-земляка. Были и другие версии. Саша, дескать, не очень любил жесткую дисциплину, царившую в столичном «Динамо», а в «Зените» с этим попроще. Реалистично. Хотя вообще-то Герман Семенович Зонин дисциплину насаждал.

    Маркин дебютировал в первом же матче чемпионата СССР 1975 года в Ташкенте. Из зенитовских форвардов там отметился разве что Александр Гребеножко, удаленный за мощный нокаутирующий удар, нанесенный пахтакоровскому тезке Могильному, который до этого нещадно лупил питерца по ногам. Маркин же ничем себя не проявил и в перерыве уступил место на поле юному тогда Николаю Ларионову, а гости проиграли 0:3. Саше требовалось время на адаптацию в коллективе. Он в тот год особой результативностью не блеснул, но лучшим бомбардиром «Зенита», за который, между прочим, выступали в атаке Владимир Казаченок и Георгий Хромченков, с шестью мячами все же стал. Время требовалось всем, в том числе и Зонину. В 1975-м «Зенит» финишировал 14-м.

     

    В следующем году в команде появится Вячеслав Мельников, важное событие в биографии Александра Маркина. Зенитовские полузащитники привыкли играть в атаке в расчете на рывки стремительных Хромченкова, Казаченка, Гребеножко, а экс-пермяк центрфорвард совершенно иного плана, хотя тоже обладал хорошей стартовой скоростью. Маркин — очень зависимый форвард, а Мельников точно почувствовал, как на него лучше играть. В тот год чемпионат СССР проводился… дважды. В один круг весной и осенью. Весной «Зенит» финиширует 13-м, Маркин с пятью мячами вновь лучший бомбардир питерцев. А вот игра команды заметно изменилась к лучшему, и поклонники ждали многого от осеннего чемпионата. И дождались пятого места, за которое сегодня сняли бы тренера, а тогда город гулял несколько дней и гордился командой! Но мало того, Александр Маркин становится лучшим бомбардиром чемпионата СССР, блеснув сумасшедшей результативностью: 13 мячей в 15 матчах! 24 октября 1976 года — эту дату смело можно называть днем Маркина: на стадионе имени Кирова он четырежды поразил ворота Алеши Абрамяна — голкипера «Арарата». Саша вошел в список тридцати трех лучших футболистов сезона под номером два (после Владимира Онищенко из киевского «Динамо») и стал четвертым в номинации «Лучший футболист года». Приглашения в сборную страны не удостоился, тренеры — Валерий Лобановский, позже Валентин Николаев и Никита Симонян — делали ставку на своих, киевлян или москвичей (так это объясняли питерские болельщики), но… стал обладателем новенькой «Волги», позаботились о своем бомбардире руководители ЛОМО. Как и обещали Саше, в случае если он станет лучшим бомбардиром.

    Ресторан его судьбы

    Увы, уже через год грозный форвард был отчислен из «Зенита». Уж очень веселым и компанейским парнем был Саша. Широкая душа, забив, он приглашал в ресторан отметить гол всех приятелей, включая и товарищей по команде, что не очень радовало тренеров. Ему было всего двадцать восемь, он еще позабивал в Ростове, но без прежнего блеска. Талантливейший форвард любил застолье, веселую компанию и красивых девушек не меньше, чем футбол. Обожал Эдуарда Стрельцова и сына назвал в его честь, есть что-то общее в судьбах бомбардиров. Красивый этот парень любил красивую жизнь, а она во все времена стоила денег. Саша вернулся в любимый Питер и окончил Институт советской торговли, ему все легко давалось. Работал директором вагона-ресторана, помните культовый фильм «Место встречи изменить нельзя»? «Смекаешь, Шарапов, это же Клондайк, Эльдорадо», — говорил Глеб Жеглов молодому подчиненному. Совершенно случайно мы встретились с ним незадолго до трагической его гибели, он был, как говорится, подшофе и взволнованно рассказывал, что лучшие годы прошли в «Зените».

    Александр Андреевич Маркин сгорел в собственной квартире в результате пожара в сорок шесть лет. По официальной версии — не смог выбраться вследствие опьянения. А вот отчего пожар возник, случайно ли?..

    Тут опять много было версий, очередная неразгаданная тайна Саши Маркина. 1996-й, «Бандитский Петербург»…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»