Волшебство телеэкрана. Властители дум. Мир болтает без умолку. Слушать не обязательно, но не слышать невозможно. Хочешь что-то узнать не из области классической филологии и древней истории – изволь получить порцию лапши на уши. Одни говорят, чтобы просто высказаться, другие – чтобы подчеркнуть, научить, объяснить, прокомментировать. Вот этих других сейчас стало ужас как много. Они жужжат, как мухи, они везде. Кому платят, кто готов болтать за идею. Платно или на общественных началах – они усиленно затирают слова и забалтывают темы.
Возьмем спорт. Невозможно посмотреть футбол, чтобы не услышать «великолепный Алдонин», «мастерский дриблинг Карвалью». Что Алдонин за матч отдал два точных паса вперед, а Карвалью после дриблинга мяч теряет в 9 случаях из 10 – вся эта грустная правда тонет в потоках слов о «великом ЦСКА» (против которого только «Работнички» играют первым составом). Что у нас тренеры и игроки бьют судей, хамят журналистам, что у России рейтинг ФИФА ниже, чем у Гвинеи, что в низших лигах матчами торгуют оптом и в розницу, не стесняясь, – об этом в новостях не расскажут. Зато «когда у нас есть такие мастера, как Карвалью»… Даже мягкую критику Хиддинка («играют медленно») переиначивают в осанну: «Они могут играть быстрее!»
Да что футбол. У нас никто не помнит, что такое Холокост. Этим словом теперь пользуются при каждом удобном и неудобном случае. В итоге оказывается: Израиль устраивает «второй Холокост» (берите выше – двадцать третий!) в Ливане – видимо, эвакуируя под пулями раненых противника и теряя людей в ближнем бою, отказавшись от коврового бомбометания. Мы истории не учили, говорят журналисты, мы учились «добывать информацию» и красиво говорить. Вот и слушайте. Вам историю тоже знать незачем. Мы вам сами все расскажем про стабильное общество (массовое убийство нерусских маленьких детей), экономический рост (международный нефтяной кризис) и взвешенную внешнюю политику (торговлю оружием).