Йохан Кройф отождествляет Испанию с «Барселоной», и заявление великого голландца о том, что в финале его симпатии на стороне испанцев, симптоматично. Заявлением этим лидер «Аякса» и сборной Голландии первой половины 70-х годов прошлого столетия сообщил прежде всего, что не воспринимает своих преуспевших в ЮАР соотечественников как продолжателей дела, начатого авторами тотального футбола.
Испании приписывают, на мой взгляд, то, чего у нее нет. Ее игра — не направление, в котором желательно следовать, а всего лишь тщательно отрепетированный «большой (на три четверти поля) квадрат» с участием хорошо подготовленных функционально техничных футболистов. Они воспользовались в полуфинале странным для Германии стремлением поиграть в романтиков (первый фол в ТАКОМ матче был зафиксирован, как известно, через 27 минут, то есть почти через полчаса после его начала), недостаточным уровнем физической готовности (шестая игра для самой молодой на чемпионате команды) и отсутствием весьма важного для связи между обороной и атакой немецкой команды игрока — Томаса Мюллера.
«Большой квадрат», как, впрочем, и любой квадрат на тренировке (это может подтвердить любой футболист), невозможно развалить без постоянных агрессивных действий, жестких приемов при отборе мяча, высоких скоростях при переходе из одной игровой стадии в другую.
Для меня, признаюсь, загадка, почему немцы отказались от футбола разумного, а попытались предъявить так называемый «элегантный» футбол. Состязаться в нем с испанцами бесполезно. Испанцы, стоит заметить, помимо умения огромным количеством передач, большая часть которых совершенно бессмысленна (восторгаются, например: ах, Испания, она совершила за игру 599 передач, к такой цифре и близко никто не подбирался; но мы получим абсолютно нормальное для любой классной команды, а Испания — команда, безусловно, классная, число, если вычленим из этих 599 передач в атакующей зоне передачи обостряющие и проникающие), запутывать соперника и усыплять зрителей, способны — они обучены этому — прессинговать, выключать из активных действий системообразующих игроков соперника (скажем, Швайнштайгера и Озила).
Бразильцы, добавил бы попутно, не уловили в матче с Голландией момент, когда голландцы во втором тайме резко прибавили в тотальной агрессии, немедленном «накрывании» каждого получавшего мяч соперника и стали почти каждый эпизод матча трактовать в свою пользу. Бразильскую команду, как известно, постоянно на протяжении чемпионата упрекали в отходе от «своей игры», а после поражения от Голландии торжественно объявили о том, что за отход этот пентакампеонов не могли не наказать. Бразильцев Голландия действительно наказала за отход. Но за отход не от ажурного футбола, которого требовали от бразильцев, приводя им в пример Аргентину, а за отход от футбола разумного, скоростного, агрессивного, сбалансированного.
Действия на поле сборной Аргентины — команды, которой так и не коснулась тренерская рука (поцелуи футболистов, поза задумчивого философа в технической зоне, хамство по отношению к коллегам и людям футбола — все это к тренерству, понятно, никакого отношения не имеет; даже нелепо, по-моему, сравнивать Марадону с Левом, ван Марвейком, Табаресом, Окадой, не говоря уже о таких монстрах тренерского цеха, как Дель Боске, Липпи, Капелло, Хитцфельд), — Германия в четвертьфинале превратила в смешные. Ни нормальной атакующей игры, ни надежности в обороне, ни разума в середине — ничего этого не было в исполнении сборной, игра которой преподносилась как эталонная и о профессиональных качествах тренера которой, выдающегося в прошлом игрока, говорилось с придыханием.
Футбол в исполнении голландцев, немцев, бразильцев, миланского «Интера» называют «неаппетитным», восторгаясь при этом «Барселоной» и сборной Испании. Спору нет: когда Испании позволяют играть так, как это, к примеру, делала команда России на Евро-2008 или же немцы большую часть времени в полуфинале на мундиале, то «фурия» феерит. Но стоит ей (как и «Барсе», скажем, в матчах с «Интером») столкнуться с квалифицированно выстроенной соперником игрой, и «большой квадрат» тут же превращается в простой набор технико-тактических действий весьма техничных — ничего не скажешь — футболистов.