Внешне стремление перейти на систему «осень-весна» похоже на подражание Европе. Если у них принято перед едой мыть руки, то и мы должны. Рассуждая в этой системе координат, ничего делать не нужно, ведь при желании можно найти тысячи аргументов «против». Первыми в этом списке станут климатические особенности нашей страны. Действительно, скажут многие, как можно играть в России в январе-феврале, если некоторые поля не готовы и к апрелю? Не надо ничего менять – у нас и без того все замечательно и прекрасно.
Одна ласточка весны не делает
Те, кто говорит так, подходят к вопросу либо примитивно, либо с точки зрения своего интереса. Ограничиваясь обыденной логикой, можно прийти к простому выводу: переход на систему «осень-весна» ничего России не даст. Мы за десятилетия уже привыкли играть так, как играли.
Кстати, мы постепенно начинаем привыкать и к другому. К тому, что наши лучшие клубы проигрывают почтальонам, дворникам, лесорубам. К тому, что сборная с огромным трудом забивает в ворота Андорры или Люксембурга. Победа ЦСКА в Кубке УЕФА, конечно, великое достижение российского футбола. Но это та первая ласточка, которая, к сожалению, пока не сделала весны.
Любой футбольный специалист подтвердит, что в значительной мере неудачи на европейской арене связаны с тем, что мы продолжаем гнуть свою линию, в то время как все международные соревнования проходят по европейским стандартам – Лига чемпионов, отборочные матчи сборных… Даже Кубок России, как ни странно, разыгрывается по системе «осень-весна». Получается, все едут на ярмарку, а мы с нее возвращаемся. Причем с пустыми руками. Для того чтобы в этом убедиться, можно посмотреть статистику, рейтинги клубов и сборной.
О футбольном бизнесе
Давайте рассмотрим, что даст нам вхождение в единый европейский календарь. В первую очередь – возможность синхронизировать процессы футбольного бизнеса. Что, естественно, не устраивает людей, которые уже приноровились к существующим реалиям. Они прекрасно знают, что придет зима, откроются трансферные окна, и они начнут возить «великих футболистов» на смотрины в Турцию, Арабские Эмираты. У них здесь все отлажено и просчитано: пристроят товар, получат свои проценты и рады. Эти люди занимаются не футбольным, а околофутбольным бизнесом – не будем смешивать эти понятия.
Футбольный бизнес – это продажа зрелища как такового. Прежде всего – в самой прямой форме: билеты, абонементы и т. д. Чем лучше играет команда, тем больше приходит зрителей, тем выше прибыль. В процентном отношении от суммы бюджета, прямо скажем, часть небольшая. Не только у нас, но и на Западе продажа билетов не покрывает и десятой части расходов клубов.
Основные доходы поступают из других источников. Прежде всего от продажи телевизионных прав. Этот рынок развивается бешеными темпами. Не самый зрелищный французский чемпионат пару лет назад от контракта с одним из местных каналов получил 1800 миллионов евро за три года. То есть по 600 миллионов евро в год. Буквально в следующем году британский чемпионат побил этот рекорд. Как распределяются эти деньги? В основном между клубами, выступающими в премьер-лиге. Причем пропорционально тому, какие места они занимают и как часто их матчи транслируются.
Третий аспект – продажа футбольной атрибутики. Если раньше этот процесс рассматривался как некое баловство, то сейчас на майках с надписью «Рауль» или «Бекхэм» зарабатываются колоссальные деньги. Сотни миллионов долларов чистой прибыли! И спрос на продукцию подобного рода не снижается, потому что футбольный бум постепенно захватывает Азию, и в первую очередь Китай. Доходы от продажи билетов и телевизионных прав, которые, казалось бы, являются в совокупности исчерпывающими, по масштабам несопоставимы с доходами от такого рода производства.
Здесь, кстати, возникает серьезная философская проблема. В «Реале» и в других грандах есть футболисты, которые играют лучше Бекхэма, но в состав не попадают. Один из них как-то сказал: «Сейчас тренеру нужен не тот, кто умеет играть, а тот, чьи футболки хорошо продаются в Китае». Всем известно, что «Сименс-Мобайл» стремился стать титульным спонсором именно «Реала». Руководители компании собирались расширять рынок сбыта в сторону Поднебесной и выяснили, что игроки «Королевского клуба» пользуются там фантастической популярностью. Маленький штрих характеризует современные тенденции: за счет команды продвигать собственную продукцию.
Реальность и потенциал
Если взять первый аспект – продажу билетов на стадионы – то объемы, конечно, снизятся в холодную погоду. Хотя, как мы не раз убеждались, на матчи Лиги чемпионов, проходившие в не самое теплое время года, собиралось немало народу. Есть интрига – есть болельщик. Тем не менее примем как данность, что от продажи билетов на первые туры чемпионата мы потеряем.
Теперь о телевизионных трансляциях. Понятно, что по зрелищности российское первенство значительно уступает английскому или испанскому. Тем не менее знаю совершенно точно, что в Европе интерес к нашим матчам внутреннего чемпионата – таким, как ЦСКА – «Спартак», «Локомотив» – «Зенит» и так далее, – есть. Существует интерес и к так называемой телевизионной «нарезке», то есть к обзорам туров. Самая большая проблема в том, что летом это не продашь. Это можно продать только тогда, когда вся Европа следит за событиями в футбольном мире. Итальянцы смотрят матчи итальянского чемпионата, немцы – немецкого, французы – французского, но все они одним глазом поглядывают и на то, как играют остальные.
Если бы мы предлагали свой «товар» в феврале или начале марта, а не в июне или июле, когда у нас разгар чемпионата, а на остальной части континента перерыв, российская премьер-лига могла бы рассчитывать приблизительно на 10 миллионов долларов.
По тому договору, который существовал на начало года с «Федком Медиа», клубы премьер-лиги должны были получить 16–17 миллионов долларов. РФПЛ в одностороннем порядке расторгла соглашение. Сейчас только один контракт с «Росгосстрахом» дает 50 миллионов на пять лет.
С сетью магазинов «Пятерочка» – еще 20 миллионов. И партнеры будут появляться, поверьте. Минимальный годовой маркетинговый потенциал российского футбола, по моей оценке, составляет 30–35 миллионов долларов. То есть почти в два раза больше, нежели сумма, предложенная «Федком Медиа». Просто надо грамотно распорядиться тем, что имеем.
Упущенная прибыль
А теперь посмотрим, что мы можем получить при переходе на систему «осень-весна». Франция, так сказать, замыкает пятерку лучших европей-ских чемпионатов. По разным компонентам – по уровню контрактов, по зрелищности и другим показателям – мы примыкаем к этой пятерке. Вспомните: французские клубы получают от продажи телеправ 600 миллионов евро. Наши сейчас – около 22 миллионов. Если ничего не менять и выжать максимум из того, что есть, получится 30 миллионов. То есть в 20 раз меньше, при том что интерес к футболу в России не меньший, чем во Франции.
Берем макроэкономические показатели. По объему ВВП Россия отстает от Франции где-то в 3–3,5 раза. По объему рекламного рынка – максимум в пять раз. Суммируем: мы имеем чемпионат, который сопоставим с французским по зрелищности, имеем клубы, способные конкурировать с их клубами (за исключением, наверное, «Лиона»), имеем экономику примерно в 3–3,5 раза меньшего объема и в 5 раз менее насыщенный рекламный рынок. А доходов от футбола получаем в 20 раз меньше, чем Франция!
Любой непредвзятый экономист скажет вам, что перед нами ориентир, к которому необходимо стремиться. Вполне реально в течение двух-трех лет выйти не на 600 миллионов, а хотя бы на 200. Мой опыт общения со специалистами позволяет заключить: в течение пяти лет в случае перехода на систему «осень-весна» реально добиться совокупного годового дохода в 120–140 миллионов евро.
Сколько у нас клубов? Шестнадцать. Это означает, что все клубы премьер-лиги получат бездефицитный бюджет. И начнут заниматься своим делом, а не поиском спонсоров и прочими возможностями получать побочные заработки. Так мы можем положить конец зависимости футбола от лояльности или нелояльности власти, в особенности на периферии.
Китай нам поможет
Клубы из первой российской пятерки вполне могут зарабатывать на тех же майках. Не знаю, как в Юго-Восточной Азии, но в Китае и Вьетнаме – стопроцентно. Там сохранилось уважительное отношение к нашей истории, культуре, спорту, традициям.
Приведу пример из области кино. Недавно китайцы сняли сериал по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Фильм собрал у экранов сумасшедшую аудиторию, а актрисы – снимались наши девушки из драмтеатра Владивостока – на данный момент по популярности не уступят ни одной звезде Голливуда. Рейтинги зашкаливают, предлагаются миллионные контракты под будущие проекты. Футбольному ЦСКА, насколько мне известно, предлагали приехать в Китай с выставочными матчами, но в июле, а не в феврале.
То есть возможность не играть летом – это не один десяток миллионов долларов. Коммерческие турниры – еще одна значительная часть доходов. Но участвовать в этих турнирах нужно тогда, когда в них участвуют «Реал», «Милан», «Ювентус», когда у них тоже есть на это время.
Таким образом, маленькое изменение – переход на систему «осень-весна» – может привести к глобальным для нашего футбола последствиям. Это не просто блажь или желание быть похожими на Европу. Это реальный бизнес.
Каким будет календарь
Начинать чемпионат надо в августе, и тогда первый круг вполне можно уложить в сроки до середины ноября. Если утеплить стадионы (имеется в виду подогрев не только полей, но и трибун), то можно будет играть на них и в декабре. Второй круг будет проходить с конца февраля – начала марта до конца мая – начала июня. Решающие матчи состоятся на идеальных газонах, а не наоборот.
Согласен с тем, что нам необходимо иметь хотя бы восемь хороших стадионов. На юге есть две потенциальные арены – в Краснодаре и Сочи. ЦСКА, «Спартак», «Зенит» собираются строить новые стадионы.
Господа, если вы хотите выигрывать на международном уровне, вложите лишние несколько миллионов долларов и постройте стадион, который подходит для особенностей русской зимы! Сэкономьте на многомиллионных трансферах и создайте условия для будущих побед!
С первым и вторым дивизионами ничего делать не надо. Просто поменяйте первый и второй круги местами – и этого будет более чем достаточно. Вот и вся реформа. Она освободит для нашего футбола июнь-июль. Эти два месяца все равно выпадают в четные годы из-за проведения чемпионатов мира и Европы.
Как технически осуществить переход? Допустим, в 2008-м начать чемпионат в мае, сыграть несколько туров, уйти на перерыв, связанный с Евро-2008, потом вернуться и доиграть первый круг. Весной сыграть второй.
В один класс с Бразилией
Самое главное – это осознавать стратегическую задачу. Она не в том, чтобы что-то там выиграть к 2012 году. Специалисты понимают, что такая декларация стратегией быть не может, хотя каждый из нас будет искренне рад, если нашим футболистам удастся одержать значимую победу.
В советские времена у нас была неплохая сборная. Мы периодически обыгрывали сильные команды. Выражаясь общедоступным языком, были одноклассниками с англичанами, итальянцами, даже бразильцами. Пусть мы не считались в этой компании отличниками, но и двоечниками не были тоже! Сегодня бразильцы учатся в аспирантуре, а мы пытаемся устроиться в группу ликбеза.
Стратегическая задача нашего футбола – снова стать одноклассниками с теми, кто ушел далеко вперед. Мы можем играть чуть хуже или чуть лучше, в какой-то момент (как Греция), «выстрелить» на чемпионате Европы, в какой-то год вообще не попасть на первенство, но потом пробиться на «мир» и чего-то там достичь. Должна быть динамика. Должно быть понимание внутренних законов развития футбола. Если мы не хотим их принимать и им подчиняться, так и останемся на отшибе.
Плюсы реформы
- Команды, добившиеся права участвовать в розыгрыше еврокубков, в этом же году вступают в борьбу на международной арене. При нынешней системе старта в еврокубках приходится ждать год. За это время некоторые из них успевают «развалиться», как это произошло с «Крыльями Советов» в прошлом году и «Рубином» – в этом.
- Российские клубы смогут жить в общеевропейском цикле и соответствующим образом вести подготовку.
- Появится «окно» для участия в коммерческих турнирах и «промоушена» своего спонсора.
- Появится возможность продавать телевизионные обзоры туров за границу, договариваться о полных трансляциях матчей с участием лидеров российского чемпионата.