• Болото вместо бассейна

    Ленинградское дело

    09.07.13 15:41

    Автор: Спорт день за днём

    (Фото: РИА «Новости»)

    Почти 19 лет назад первый президент России Борис Николаевич Ельцин на стадионе имени Кирова в Санкт-Петербурге объявил об открытии III Игр доброй воли. С одной стороны, для Северной столицы это был грандиозный успех. Игры доброй воли считались главным конкурентом и альтернативой Олимпиады. С другой — соревнования обернулись настоящим имиджевым провалом.

    Сумасшедший миллиардер

    Игры доброй воли берут свое начало в 1986 году. Однако предпосылки для их появления возникли еще раньше. Все началось с Олимпиады-80, которая проходила в Москве. В связи с вводом советских войск в Афганистан ее проигнорировали более пятидесяти стран, включая зачинщика демарша США. В СССР такой наглости стерпеть не смогли, благо повод ответить подвернулся быстро. По стечению обстоятельств следующие Игры проходили уже на территории Соединенных Штатов, в Лос-Анджелесе. Официальным поводом для бойкота со стороны СССР и других стран соцлагеря стал отказ организаторов Олимпиады предоставить гарантии безопасности их спортсменам. Короче, лозунг «спорт вне политики» трещал по швам.

    Тут-то и появился экстравагантный американский бизнесмен Тэд Тернер, выступивший спонсором первых Игр доброй воли. Соревнования прошли в 1986 году в Москве. Наверняка изначально Тернер задумывал создать еще один успешный бизнес-проект. Однако спустя годы он неоднократно отрицал наличие какой-либо корысти.

    — Мои новые русские друзья признавались: «Тед, мы тебя не понимаем. Ты сумасшедший! Ты тратишь столько денег, чтобы провести здесь международные игры. Зачем? Ты что, так любишь Россию?» — вспоминал Тернер на встрече со студентами МГИМО в 2009 году. — «Прежде всего я люблю свою страну и свою семью, — отвечал я. — И хочу, чтобы они жили в мире, а не под ядерными бомбами. А для этого надо сделать так, чтобы миллионы семей в России чувствовали себя в такой же безопасности и доверяли американцам».

    Что бы им ни двигало, но колесики завертелись, и Игры доброй воли стали проходить регулярно.

    Почти безопасный Петербург

    Игры поочередно проходили в СССР (позже в России) и США, а в 1994 году добрались до Санкт-Петербурга. Подготовка сразу пошла не по плану. Всего за месяц до старта соревнований оставалось много недоработок. Тогдашнему президенту России Борису Ельцину даже пришлось выделить из бюджета дополнительные 15 млрд рублей на окончание реконструкции спортивных объектов. Но даже столь гигантские деньги не спасли от проблем. В авральном режиме был отремонтирован бассейн СКА. Последствия этого сразу вылезли наружу. Система очистки воды работала с явными нарушениями, спортсменам приходилось соревноваться в мутно-зеленой жидкости. Из-за этого отказалась участвовать в соревнованиях шведская сборная.

    Страдала и система безопасно­сти Игр. В течение всего турнира было зафиксировано несколько случаев краж. Регулярно повреждались вандалами рекламные щиты.

    Самым явным провалом Игр в Петербурге стала их посещаемость. Все соревнования проходили при полупустых трибунах. Из 530 тысяч билетов было продано менее половины. Город не спас даже туристический статус. Из двухсот тысяч билетов, зарезервированных для иностранных гостей, выкупили всего восемьдесят. Организаторам пришлось на треть снизить цены на контрамарки для петербуржцев, но ситуацию это не исправило.

    На настроении участников сказывался и криминальный имидж Петербурга. «Центральная часть города приведена в близкий к идеальному порядок. В настоящее время на санкт-петербургских улицах можно чувствовать себя в безопасности даже глубокой ночью», — писал в то время «Коммерсант».

    Это провал

    С горем пополам Игры доброй воли все же провели. Более того, удалось установить впечатляющий рекорд: соревнования транслировались в 129 странах. Однако это не уберегло Тернера от очередных многомиллиардных убытков, которые он потерпел на этом поприще.

    Иностранные СМИ во всю трубили о провале мероприятия. В частности, авторитетная британская газета Daily Telegraph заявила, что Санкт-Петербург оказался неспособен подготовить соревнования.

    Впоследствии это аукнулось городу во время гонки за право принять Олимпиаду-2004. Петербург не смог пробиться даже в финальную часть голосования.

    А что же Игры доброй воли? Их больше нет. Ведь смысл этих состязаний пропал, по сути, одновременно с развалом СССР и последовавшим за ним прекращением холодной войны. Две ведущие спортивные державы больше не являлись врагами и бойкотировать друг друга не собирались. Интерес к соревнованиям с каждым годом становился все меньше. В 2005 году должны были пройти VI летние Игры в Финиксе (США) и II зимние Игры в Калгари (Канада). Однако незадолго до старта они были отменены. Официальный сайт соревнований объявил о прекращении проекта, но никто из-за этого не расстроился.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»